1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Мегапроекты для реальной экономики

Партнерство государства с частным сектором сегодня становится ключевым элементом инновационной политики. Первые частно-государственные проекты в инновационной сфере появились в России еще в начале 90-х годов. Но крупномасштабные программы, так называемые мегапроекты, начались сравнительно недавно — в 2002 г.

Для эффективного отбора мегапроектов были созданы Экспертный совет и Комиссия по организации и проведению конкурсов на право заключения государственных кон трактов на выполнение в 2003—2006 гг. важнейших инновационных проектов. В их состав вошли руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (прежде всего Минпромэнерго), Совета безопасности Российской Федерации, Государственной Думы, Федерального Собрания и, что особенно важно, представители предпринимательских структур и ведущие ученые страны.

К мегапроектам предъявлялись следующие экономические требования:

объем производства и реализации конкурентоспособной продукции, полученной в результате такого проекта, дол жен как минимум в пять раз превышать бюджетные средства, предоставленные исполнителю по государственному контракту;

бюджетное финансирование каждого мегапроекта не должно превышать 50% от общей стоимости работ по программе.

В 2002—2003 гг. на конкурсной основе были отобраны двенадцать лучших проектов. Приведем здесь лишь некоторые из них (см. табл.).

При реализации мегапроектов наряду с контролем за целевым использованием бюджетных средств впервые в России проводился постоянный мониторинг финансово-экономических показателей выполнения программ. Эти показатели отражают издержки производства и цены на выпускаемую продукцию, текущие объемы продаж готовых изделий и прогнозные оценки платежеспособного спроса, уровень технологических и коммерческих рисков.

Анализ первых двух лет реализации мегапроектов показал, что большинство исполнителей разработали бизнес-стратегию, сформировали техническую документацию, провели государственные испытания. Компании и организации уже получили бюджетные деньги, а также активно использовали свои средства для закупки оборудования, расширения производственной базы и начали выпуск изделий опытных партий.

Проекты

Исполнитель

Финансирование, млн. руб.

бюджетное

частное

Приборы и оборудование для нанотехнологий

ЗАО «НТ-МТД», Зеленоград

400

410,5

Катализаторы и каталитические технологии для производства моторных топлив

Институт катализа им. Г. К. Борескова, Новосибирск

350

653

Технологии производства высоко качественного картона с использованием вторичного волокна

ОАО «ЦНИИ - бумаги», Моск. обл

150

318,7

Высокоэффективные парогазовые энергетические установки

ОАО «Ленингр. металлический завод»

450

550

Синтетические кристаллы-диэлектрики и изделия из них

Институт кристаллографии им. А. В. Шубникова, Москва

460

501

Конкурентоспособные дизельные двигатели для автотранспортных средств

ОАО «Заволжский моторный средств завод»

500

2041,2

Переработка твердых отходов на основе отечественных технологий с получением вторичного сырья и товарной продукции

ОАО «Механ - обртехника», Санкт-Петербург

400

427,5

Так, ОАО «Заволжский моторный завод» успешно реализует амбициозный проект по разработке отечественных дизельных двигателей с объемом 2,5 л и 3,4 л, мощностью 130—200 л. с. Уже в следующем году объем их продаж планируется довести до 4 млрд руб.

В Зеленограде ЗАО «НТ-МТД» в этом году начинает вы пуск нанотехнологических приборов и оборудования и планирует довести объем их реализации к 2007 г. до 2,3 млрд руб.

Успешная реализации мегапроектов стала возможной благодаря новым механизмам взаимодействия бизнеса и государства. С компаниями-исполнителями заключены государственные контракты, условия которых содержали ряд особых положений. Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках мегапроектов, были закреплены за организациями-исполнителями. Это создало необходимые предпосылки для привлечения частных средств.

По мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и раз вития ООН, которые проанализировали первый этап реализации российских мегапроектов, он прошел успешно и сейчас следует инициировать поддержку новыхпрограмм.