ММВБ покупает РТС

| статьи | печать

Акционеры РТС «Ренессанс брокер» (9,4%),«Атон» (9,8%), Альфа-банк (9,6%), «Тройка Диалог» (10%) и фонд Да Винчи (14,9%) подписали соглашение о намерении продать бирже ММВБ свои пакеты акций РТС — самой «взрослой» торговой площадки России. Всего у ММВБ может образоваться пакет от 53,7% акций.

По результатам оценки рыночной стоимости оказалось, что стоимость РТС составила 1,15 млрд долл., а ММВБ — 3,45 млрд долл. Продавцам активов РТС предлагается часть средств выплатить деньгами (35%), а оставшиеся 65% — обменять на акции ММВБ. С учетом оценки стоимости обеих биржевых площадок за пакет 53,7% РТС акционеры могут получить до 11,64% ММВБ.

Чтобы заинтересовать акционеров РТС в обмене акциями, оценка старейшей торговой площадки была осуществлена со значительной премией. Если пересчитать стоимость биржи исходя из цены последней сделки с ее активами, то общая капитализация составит 605 млн долл. Некоторые эксперты дают еще одну оценку — 960 млн долл. Первый заместитель председателя Центрального банка, основного акционера ММВБ, Алексей Улюкаев отметил, что сумма 1,15 млрд долл. — результат оценки бизнеса (она составила 840 млн долл.) и 37-процентной премии за контрольный пакет.

У акционеров РТС есть возможность отказаться от оплаты части пакета РТС акциями ММВБ. В этом случае продавец отказывается от выплаты премии и сделка будет закрыта исходя из оценки 840 млн долл. Если же кто-то откажется от денег и захочет забрать 100% своей доли акциями ММВБ, биржа заплатит за каждый процент 200 000 долл. Тогда, по расчетам ЦБ, доля акционеров РТС в объединенной бирже не превысит 20%.

В конце декабря совет директоров ЗАО «ММВБ» одобрил схему перехода на единую акцию, предусматривающую проведение в этом году дополнительной эмиссии, размер которой пока не определен, отмечает президент ММВБ Рубен Аганбегян. Именно эти бумаги и будут предложены акционерам РТС, уточняет он.

Участники сделки комментируют ее очень бодро. Так, председатель правления РТС Роман Горюнов полагает, что условия сделки очень хорошие. Ему вторит председатель совета директоров РТС Жак Дер Мегредичян: «Предложенные условия нас как акционеров устраивают, они справедливые для обеих сторон и никого не обижают». Надо отметить, что по условиям сделки (по словам акционера биржи), все ключевые работники РТС сохранят свои позиции в течение двух лет с даты ее закрытия. Р. Аганбегян и А. Улюкаев отмечают, что эти условия предложены всем акционерам РТС и присоединиться к пяти, уже принявшим решение, можно и даже нужно.

Остальные акционеры РТС высказываются так: условия хорошие, например «КИТ финанс» за свой пакет в 10% может получить 84 млн долл. (ранее правительство наложило вето на сделку по продаже этого пакета ЕБРР за 2,1 млрд руб., то есть примерно 70 млн долл. Однако многие отмечают, что у объединения бирж помимо положительных сторон есть много отрицательных. В первую очередь исчезновение конкуренции.

Наблюдатели и участники рынка комментируют эту сделку скорее в негативном ключе. Многие полагают, что строительство монополий превращается в России в идею фикс — ее ценность никто всерьез не обсуждает и не осмысливает.

Например, отсутствие конкуренции между площадками вполне может привести к повышению комиссий, а также к плохому качеству обслуживания и его более высокой стоимости. Так что смысла для рынка в поглощении РТС не очень много.

Руководитель ФСФР России Владимир Миловидов, которого не минула чаша укрупнения и объединения структур, столь распространившаяся сейчас на финансовом рынке, полагает, что объединение — это благо. «У бирж будут единые акционеры, и они смогут принимать скоординированные решения по развитию бирж, не начинать параллельные проекты и не сталкиваться лбами. Они сконцентрируются на конкуренции внешней, а не внутренней», — отмечает глава ФСФР и добавляет, что он давно склонял биржи к объединению. Ведь более сильная торговая площадка необходима для того, чтобы Москва стала международным финансовым центром.

Участники рынка сомневаются, что конкуренция между площадками сохранится, и ожидают резкого роста комиссии на РТС. К тому же для серьезного и вдумчивого анализа конкурентной среды есть ФАС, и ей тоже стоило бы высказаться.

Как бы то ни было, уже во второй половине апреля инициаторы сделки рассчитывают подписать все необходимые документы, вскоре после этого сделка будет закрыта. Следующий шаг — провести IPO ММВБ и постепенно вывести Центральный банк из числа акционеров ММВБ. По мнению А. Улюкаева, план сокращения государственной доли в ММВБ рассчитан на два-три года. Сейчас у ЦБ 36% акций ММВБ, а после объединения бирж доля будет менее 30%.