Штатное расписание

| статьи | печать

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ст. 57 Трудового кодекса РФ были внесены изменения, которые заставили усомниться в обязанности всех организаций иметь штатное расписание. Обоснованны ли такие сомнения? Можно ли вносить в утвержденную форму указанного документа изменения?

В действующем законодательстве не содержится определения понятия «штатное расписание». В то же время о штатном расписании упоминается, в частности, в Трудовом кодексе РФ.

Из первоначальной редакции ст. 57 ТК РФ следовало, что в трудовом договоре указываются наименование должности, специальности, профессии в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Такая формулировка давала основание считать, что штатное расписание должны иметь все организации.

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ст. 57 ТК РФ были внесены изменения. Согласно действующей редакции данной статьи в трудовом договоре отражается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы). Аналогичное определение трудовой функции с упоминанием о штатном расписании содержится и в ст. 15 ТК РФ, действующей в редакции упомянутого закона.

Означают ли внесенные изменения, что в настоящее время штатное расписание не является обязательным?

Действующее законодательство не дает прямого ответа на вопрос, поэтому обратимся к официальному разъяснению компетентного ведомства.

Мнение Роструда

Унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание» утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — постановление). Согласно этому подзаконному акту названная форма применяется для составления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). В постановлении также разъясняется, что штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Федеральная служба по труду и занятости в письме от 08.07.2010 № 2016-6-6 (далее — письмо) отметила, что на основании постановления штатное расписание распространяется на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории России. Далее со ссылкой на содержание ст. 57 ТК РФ Роструд разъяснил, что в организации должен быть такой документ. Отсутствие штатного расписания может затруднить проведение мероприятий по сокращению численности или штата работников. Кроме того, отсутствие данного документа государственная инспекция труда может расценить как нарушение, за которое предусмотрена ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Чем обусловлена обязанность

Обратим внимание на последнее из приведенных предложений письма. Из него следует, что административная ответственность за отсутствие в организации штатного расписания применяется не во всех случаях. Наказывать можно только за невыполнение установленной каким-либо правовым актом обязанности. Из разъяснений Роструда можно сделать вывод, что не все организации обязаны иметь штатное расписание. Данное ведомство не уточняет, на какие именно юридические лица подобная обязанность распространяется.

Мы считаем, что определить эти организации можно, проанализировав положения ст. 57 Трудового кодекса РФ. Как уже отмечалось, согласно данной статье в трудовом договоре указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы).

Из примененной законодателем формулировки, по нашему мнению, следует, что обязанность иметь штатное расписание обусловливается наличием в организации работников, занимающих должности.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден постановлением Минтруда России от 21.06.98 № 37 (далее — Квалификационный справочник) и действует в настоящее время в редакции приказа Минздравсоцразвития России 29.04.2008 № 200. Организация, которая заключает трудовой договор хотя бы с одним лицом и указывает его трудовую функцию в виде должности, упомянутой в Квалификационном справочнике, обязана иметь штатное расписание.

Бездолжностные организации

Могут ли быть организации, у которых нет работников, занимающих должности? Действующее законодательство позволяет ответить на него положительно.

Прежде всего обозначим юридические лица, которые могут осуществлять деятельность, не имея единоличного исполнительного органа, именуемого обычно директором или генеральным директором, упоминаемым в Квалификационном справочнике. К ним можно отнести полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Это следует из положений части первой Гражданского кодекса РФ.

Так, в ст. 71 ГК РФ сказано: каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. При этом законодательство не предусматривает наличия в указанном товариществе особого единоличного исполнительного органа, необходимого для функционирования юридического лица. Аналогичные положения содержатся в положениях Гражданского кодекса РФ, регулирующих деятельность товарищества на вере.

Однако если в названные товарищества будет принята на работу хотя бы одна секретарь-машинистка, должность которой отнесена Квалификационным справочником к должностям других служащих (технических исполнителей), они будут обязаны иметь штатное расписание.

Отметим также, что количество юридических лиц, созданных в форме вышеуказанных товариществ, невелико. Подавляющее большинство коммерческих организаций действует в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Без директора (генерального директора), работающего по трудовому договору, могут обойтись также ООО и АО.

Так, в ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» говорится, что по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа АО могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Аналогичное положение содержится в Федеральном законе от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Отсутствие в организации главного бухгалтера (бухгалтера), работающего по трудовому договору, также допустимо. Это следует из ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Статья, в частности, предусматривает возможность ведения учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером специалистом. При этом в данном случае имеется в виду наличие между организацией и указанными субъектами гражданско-правовых договорных отношений.

Отметим, что в обществе, передавшем полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации, функции главного бухгалтера и других руководящих работников могут исполнять сотрудники названной организации. И это допустимо, что следует, в частности, из постановления ФАС Поволжского округа от 30.10.2009 № А55-12344/2008. Поскольку указанные специалисты не состоят в трудовых отношениях с управляемым обществом, они не являются по отношению к нему работниками, занимающими в этом обществе должности. Привлечение специалистов сторонних организаций возможно и по так называемому договору аутсорсинга. Такие специалисты тоже не состоят в трудовых отношениях с организацией заказчика.

И еще раз подчеркнем, что не иметь штатное расписание вправе только организация, у которой нет ни одного работника, упомянутого в Квалификационном справочнике. Но и в этом случае при наличии значительного количества сотрудников иных категорий вести обсуждаемый документ все же целесообразно исходя прежде всего из интересов самой организации.

Допустимы ли отклонения?
Обсудим другой возникающий на практике вопрос: в какой форме необходимо вести штатное расписание?

Штатное расписание является первичным учетным документом. Из пункта 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что такие документы составляются по утвержденным формам.

Форма № Т-3 «Штатное расписание» предусматривает наличие в ней таких составляющих: «Структурное подразделение», «Должность (специальность, профессия) разряд, класс (категория) квалификация», «Количество штатных единиц», «Тарифная ставка (оклад) и проч., руб.», «Надбавки, руб.», «Всего, руб.» и «Примечание». При этом некоторые составляющие подразделяются на несколько граф. Так, составляющая «Структурное подразделение» подразделяется на графу 1 «Наименование» и графу 2 «Код». Указания по применению формы № Т-3 утверждены упомянутым постановлением. В них изложен порядок заполнения отдельных граф.

Роструд в письме разъясняет, что порядок составления штатного расписания в действующем законодательстве не определен. Как правило, штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Итак, штатное расписание конкретной организации может состоять из граф, наличие которых вызвано необходимостью отразить реальные сведения. Например, если в небольшой организации отсутствуют структурные подразделения, то графы 1 и 2, в которых отражаются их наименования и коды, могут отсутствовать. В то же время мы считаем, что организация исходя из специфики вправе вводить дополнительные графы. Например, если ее структурные подразделения состоят из нескольких организационных составляющих, это может быть отражено в штатном расписании с помощью дополнительных граф.

Как уже отмечалось, Роструд разъяснил, что действующее законодательство не определяет порядок составления штатного расписания. Но это совсем не означает, что организации не должны руководствоваться упомянутыми указаниями по применению формы № Т-3. По нашему мнению, в данном случае ведомство имело в виду лишь допустимость отклонений от утвержденной формы.

Во избежание конфликтов с проверяющими органами целесообразно придерживаться утвержденной формы № Т-3, соответствующим образом указывая «ненужность» граф. Например, при отсутствии структурных подразделений в графах 1 и 2 ставить прочерки.

к сведению

В статье 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридические лица — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такое нарушение, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.