Такая сложная упрощенная бухгалтерия («Новая бухгалтерия», № 07, 2009 г.)

| статьи | печать

Субъекты малого бизнеса вправе вести упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности. О том, как малые предприятия могут упростить себе учет, Минфин России напомнил в специальных рекомендациях, размещенных на официальном сайте ведомства. Однако переход на такой упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета может обернуться для малого бизнеса значительными издержками.

Справка. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость установлены для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн руб.;

- малые предприятия - 400 млн руб.;

- средние предприятия - 1000 млн руб.

Подготовленная Минфином России Инструкция основана на Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, которые ведомство утвердило еще в 1998 г. (Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства"; далее - Приказ N 64н), Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и действующих ПБУ. Финансовое ведомство актуализировало нормы Типовых рекомендаций с учетом изменений в бухгалтерском законодательстве, произошедших за десять лет.

Обнародовав эти рекомендации сейчас, Минфин России рассчитывает снять напряженность в вопросе ведения бухучета организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения. Ведь такие организации в полной мере соответствуют понятию "субъекты малого предпринимательства".

Спор о том, следует организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет или нет, возник в результате коллизии законодательств.

Закон о бухгалтерском учете предусматривает освобождение таких организаций от ведения бухгалтерского учета. За ними закреплена лишь обязанность вести учет основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ).

Вместе с тем в Гражданском кодексе РФ и законах об обществах различных организационно-правовых форм содержатся нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления, а также другие обязательные условия, реализация которых возможна только на основе информации бухгалтерского учета.

Исследуя противоречие, вызванное данными законами, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13.06.2006 N 319-О указал, что освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества.

Не раз эту позицию разъяснял в своих Письмах и Минфин России (Письма от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67, от 13.04.2009 N 07-05-08/156).

Рабочий план счетов

Первое, что предлагается сделать малому бизнесу для облегчения работы, - сократить количество синтетических счетов в применяемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Чтобы вам было проще ориентироваться, мы свели рекомендации Минфина в таблицу.

Путеводитель по рабочему плану счетов для малого бизнеса

Счета, рекомендованные для
субъектов малого
предпринимательства в
качестве обобщающих

Счета, информацию по которым субъекты малого
предпринимательства отражают по одному счету

1

2

Производственные запасы

10 "Материалы"

07 "Оборудование к установке";
10 "Материалы";
11 "Животные на выращивании и откорме"

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг)

20 "Основное производство"

20 "Основное производство";
23 "Вспомогательные производства";
25 "Общепроизводственные расходы";
26 "Общехозяйственные расходы";
28 "Брак в производстве";
29 "Обслуживающие производства и хозяйства";
44 "Расходы на продажу"

Готовая продукция

41 "Товары"

41 "Товары";
43 "Готовая продукция"

Дебиторская и кредиторская задолженности

76 "Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами"

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
71 "Расчеты с подотчетными лицами";
73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
75 "Расчеты с учредителями";
76 "Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами";
79 "Внутрихозяйственные расходы"

Денежные средства в банках

51 "Расчетные счета"

51 "Расчетные счета";
52 "Валютные счета";
55 "Специальные счета в банках";
57 "Переводы в пути"

Учет капитала

80 "Уставный капитал"

80 "Уставный капитал";
82 "Резервный капитал";
83 "Добавочный капитал"

Финансовые результаты

99 "Прибыли и убытки"

90 "Продажи";
91 "Прочие доходы и расходы";
99 "Прибыли и убытки"

Где отражать факты

Организациям малого бизнеса разрешается применять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. Предприятия, не занятые в производстве, связанном с большими затратами материальных ресурсов, и имеющие незначительное количество хозяйственных операций (не более 30 в месяц), вправе использовать форму бухгалтерского учета без использования регистров бухучета имущества. Они регистрируют все хозяйственные операции в специальной Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

Малым организациям, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендовано применять форму бухучета с использованием регистров. В этом случае регистрация фактов хозяйственной деятельности производится в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Форму Книги учета фактов хозяйственной деятельности можно найти в Приложении к Приказу N 64н.

Целесообразность применения именно этих форм регистров вызвала большие сомнения у разработчиков программного обеспечения. "Формы регистров (книга учета хозяйственных операций и упрощенные ведомости), которые приведены в Приложении к Приказу N 64н, предназначены для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. При использовании любой современной программы, предназначенной для ведения бухгалтерского и налогового учета, программа сама обобщает, классифицирует и т.п. накопленную информацию", - прокомментировали нам в фирме "1С".

По-прежнему бухгалтеру малого предприятия придется разбираться в тонкостях применения почти всех российских ПБУ. В своих рекомендациях Минфин России указывает, что субъекты малого предпринимательства вправе не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов, не отражать обесценение нематериальных активов, а также не создавать резервы предстоящих расходов.

Отметим, что п. 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. п. 17 и 22 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", а также п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, которые устанавливают такую возможность, вправе применять все коммерческие организации, а не только малые.

Распространяется на малые предприятия и общее для организаций правило о возможности признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это предусмотрено п. 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Субъекты малого предпринимательства также могут принять решение не отражать в бухгалтерском учете обесценение финансовых вложений (п. 6 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений").

Отчетность

Малым предприятиям позволено составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде, а также самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности. Сразу оговоримся, что такие послабления распространяются не на все малые предприятия.

Минфин России напоминает, что при формировании бухгалтерской отчетности организации должны давать достоверное и полное представление о своем финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении.

Представлять отчетность в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах разрешено лишь тем субъектам, в отношении которых не проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности. Такие организации могут не представлять Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма N 5) и Пояснительную записку. Эта возможность закреплена в п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Минфин предлагает малым организациям самостоятельно определять объем информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Приводить показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно в бухгалтерской отчетности такие предприятия могут лишь в случае их существенности, а также в ситуации, когда без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации").

В частности, малые фирмы могут не отражать в отчетности условные факты хозяйственной деятельности и их последствия. Данная возможность не распространяется на эмитента публично размещаемых ценных бумаг (п. 2 ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности").

Те, кто не публикует бухгалтерскую отчетность полностью или частично, не обязаны раскрывать в ней информацию о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах"). Малые предприятия могут не указывать в бухгалтерской отчетности информацию по сегментам (п. 3 ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам").

Субъект малого предпринимательства может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности организации могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. (п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций").

Все эти особенности потребуют от малых организаций не только внесения значительных изменений в учетную политику, но и перенастройки программ, которыми сейчас пользуются практически все организации для ведения бухгалтерского и налогового учета. Как нам пояснили в фирме "1С", программные продукты компании обладают достаточной степенью гибкости за счет настроек учетной политики (в том числе имеется возможность настройки счетов). Вне зависимости от того, какой учет ведется - сложный или простой, пользователям достаточно вводить в программу соответствующие документы (поступления, реализации, начисления зарплаты), а остальное программа делает сама.

Аналогичные ресурсы предусмотрены и в бухгалтерском софте других разработчиков, предназначенном для малого бизнеса.

Только вот такая настройка потребует хороших знаний программы от пользователей. Бухгалтеру придется либо разбираться в программном обеспечении самостоятельно, либо приглашать специалистов из компании - разработчика софта, что потребует дополнительных издержек.