1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Мир обувают по-китайски

Обувная промышленность России погибает от китайской и вьетнамской экспансии. Но в западню попала не только наша страна: по швам трещит вся обувная отрасль Евросоюза. Не лучше положение и в США, где производится лишь 2% продукции от общего объема потребления обуви (в основном на нужды армии), а остальное завозится из Китая и других стран Юго-Восточной Азии.

Для производителей обуви практически во всех странах это стало головной болью. Сегодня КНР превратилась в огромную обувную фабрику, на которой производится 85% всего объема продукции в мире.

За последние 15 лет Китай совершил гигантский рывок вперед в этом секторе экономики. Начиналось все с полукустарных, полуподпольных мастерских. Теперь их место заняли огромные современные производства. Например, под Шанхаем существует целый обувной город, где в день выпускают 8 млн пар.

Еще в середине 70-х годов американцы подсчитали, что производить обувь внутри страны слишком накладно, так как приходится использовать много ручного труда. А рабочая сила в Америке была очень дорогая. Начался поиск стран для выгодного размещения фабрик. Первыми начали организовывать выпуск изделий в Китае известные изготовители спортивной обуви, за ними потянулись и другие знаменитые бренды.

Американские и европейские обувщики переправляли в Поднебесную свое оборудование. Поначалу это была старая техника, которую потом заменили на более современную. Но, чтобы эффективно работать на ней, требовались передовые технологии. Пришлось завозить туда и их.

Но не только невысокая заработная плата персонала привлекает заказчиков обуви в Китай. Во многом это связано с политикой государства по созданию льготных условий для организации производства.

Еще в начале реформ там было заявлено, что развитие легкой, и в частности обувной, промышленности находится в числе приоритетов. Причем китайские власти решили, что сначала их ширпотреб станет конкурентоспособным, а затем для этих отраслей они подтянут свое машиностроение до современного уровня. Так и произошло.

В течение 10 лет их компании имели право заключать договоры на экспорт своей продукции, даже если он был убыточен, с целью получения валюты. Государство компенсировало им потери, но эти средства должны были идти на закупку нового оборудования. Это позволило многим предприятиям совершить революцию в своем техническом перевооружении. И сейчас на многих фабриках стоят станки, которые далеко не всегда можно встретить в Европе.

Понятно, что Китай сильно демпингует. Европейский комиссар по торговле, инспектировавший обувную промышленность этой страны, в своем докладе отметил, что китайцы продают свою обувь по цене существенно ниже себестоимости.

Однако для того чтобы провести антидемпинговое расследование, требуется обширная информационно-статистическая база. В России, например, при таком уровне теневой экономики и коррупции создать ее невозможно. Решить вопрос защиты отечественного товаропроизводителя от китайской торговой экспансии можно лишь комплексно. Пока же мы просто не в состоянии оградить от нее свой рынок даже в минимальных объемах.

К размышлению

НАТАЛЬЯ ДЕМИДОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБУВНОГО СОЮЗА

Надо различать понятия «китайская продукция» и «произведено в Китае». Так, Германия выпускает 70% обуви под немецкими марками в Китае. Но при этом до 75% добавленной стоимости производится в стране держателя бренда. Дизайн, конструирование моделей, технологические приемы изобретаются именно там. И только 25% добавленной стоимости прибавляется в стране, где выпускается конечный продукт.