Новости («Малая бухгалтерия», № 05, 2010 г.)

| статьи | печать

Федеральный стандарт аудиторской деятельности

Чиновники продолжают реформировать аудиторское законодательство. Минюст России 7 июня 2010 г. за № 17488 зарегистрировал федеральный стандарт аудиторской деятельности, регламентирующий принципы осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций и аудиторов, утвержденный приказом Минфина России от 24.02.2010 № 16н.

Стандарт устанавливает элементы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (ВККР). Субъектами ВККР являются саморегулируемые организации аудиторов и уполномоченный орган. Объектом ВККР считается осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. Также финансисты утвердили основные принципы осуществления внешнего контроля, такие как независимость, обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, надлежащий уровень профессиональной компетенции, публичность и др. Во второй главе рассматриваются права и обязанности субъекта ВККР, организация проведения внешней проверки, порядок документирования, а также критерии составления отчета о проделанной работе.

О концессионных соглашениях

Федеральным законом от 02.07.2010 № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок приема-передачи товаров, работ, услуг по концессионному соглашению.

В частности, определяется порядок замены концессионера в соглашении на конкурсной основе. В условия соглашения в обязательном порядке вводится требование о включении в него обязательств концессионера по привлечению инвестиций на весь срок действия соглашения. Регламентированы условия участия в соглашении государственных и муниципальных унитарных предприятий на стороне концедента. Установлены дополнительные условия заключения соглашения без проведения конкурса.

Приобретение имущества, арендуемого у государства

Федеральным законом от 02.07.2010 № 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона „Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был продлен с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2013 г. срок действия ст. 1—6 и 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, касающихся особенностей отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

Еще одна форма персонифицированного учета

Постановлением Правления ПФ РФ от 23.06.2010 № 152п «О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п» расширен перечень форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденный постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».

Добавлена еще одна форма – «Сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии (СПВ-1)». Согласно утвержденным правилам заполнения формы СПВ-1 данный документ представляется в территориальный орган ПФ РФ страхователем (работодателем) по заявлению застрахованного лица, у которого возникли условия для установления трудовой пенсии. Также был дополнен новыми кодами классификатор параметров, используемых при заполнении документов персонифицированного учета застрахованного лица, используемыми при представлении сведений в форме СПВ-1 (в том числе НР (наем/работник), СХ (с/х товаропроизводители), ОЗОИ (особая/зона/организации/инвалидов)).

Документ зарегистрирован в Минюсте России 06.07.2010 № 17693 и вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.

«Алкогольная» декларация

Росалкогольрегулирование выпустило информационное сообщение от 19.06.2010 «Порядок представления деклараций», в котором разъяснило, что декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут представляться на бумажных носителях и в электронном виде.

На бумажном носителе декларации подаются в территориальный орган Росалкогольрегулирования ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года — до 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом по месту нахождения организации.

Декларации представляются в целом по организации и раздельно по каждому обособленному подразделению.

Если организация и ее обособленное подразделение расположены в разных федеральных округах, декларации по обособленному подразделению подаются в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Декларации могут быть направлены в виде почтового отправления с описью вложения.

Декларации в электронном виде представляются в Росалкогольрегулирование в формате версии 01 (его описание дано на официальном сайте ведомства www.fsrar.ru) либо через «Личный кабинет» официального сайта ведомства, либо (до внедрения ЭЦП) на электронных носителях в межрегиональное управление по месту нахождения любым не противоречащим законодательству способом.

Оценка кредитного риска

С 1 июля 2010 г. кредитным организациям предоставлено право не изменять категорию оценки качества обслуживания долга по ссуде, проведенной в порядке и по правилам, закрепленным в подп. 1.1 п. 1 Указания ЦБ РФ от 23.12.2008 № 2156-У «Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности», если на дату оценки отсутствует просроченная по основному долгу или по процентам задолженность.

При наличии у заемщика задолженности качество обслуживания долга должника должно оцениваться как хорошее, среднее или неудовлетворительное по правилам, установленным в п. 3.7 Положения ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

Нововведение установлено Указанием ЦБ РФ от 03.06.2010 № 2459-У «Об особенностях оценки кредитного риска по отдельным выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».

Документ зарегистрирован в Минюсте России 28.06.2010 № 17628.


Рента облагается НДФЛ

В соответствии со ст. 583 ГК РФ по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ обложению НДФЛ подлежат все доходы налогоплательщика. Перечень необлагаемых доходов установлен ст. 217 НК РФ и является закрытым. При этом доходы в виде денежных сумм или средств на содержание в иной форме, предоставляемых получателю ренты по договору пожизненного содержания с иждивением, в данном перечне не поименованы.

Соответственно такие доходы облагаются НДФЛ в общем порядке.

Об этом говорится в письме Минфина России от 01.07.2010 № 03-04-05/10-371.

Уплата НДФЛ при наличии нескольких обособленных подразделений

Организация, в состав которой входит несколько обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, и которая состоит на налоговом учете по месту нахождения одного из обособленных подразделений, должна исчислять и уплачивать НДФЛ с доходов работников всех обособленных подразделений в одну налоговую инспекцию.

Встать на учет по месту нахождения одного из обособленных подразделений, определяемого организацией самостоятельно, в подобной ситуации позволяет п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ.

Если компания состоит на налоговом учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения, налог на доходы физических лиц необходимо перечислять в бюджет по месту нахождения каждого подразделения.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 01.07.2010 № 03-04-06/8-138.


Когда платить пошлину за лицензию на продажу алкоголя?

Минфин России в письме от 28.06.2010 № 03-05-04-03/78 разъяснил, что при предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции государственная пошлина должна быть уплачена единовременно до подачи документов.

Такой вывод финансисты сделали на основании подп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, согласно которому государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение юридически значимых действий либо до подачи соответствующих документов, за исключением действий, указанных в подп. 1—5.1 данного пункта.

О порядке возврата излишне удержанного НДФЛ

Возврат излишне удержанных сумм НДФЛ необходимо осуществлять в общем порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. Согласно ст. 78 НК РФ возврат может быть произведен налогоплательщику налоговым агентом на основании заявления, поданного налоговому агенту, и налоговому агенту инспекцией на основании его заявления о возврате (зачете), поданного в ИФНС.

Какой-либо иной порядок возврата сумм излишне удержанного НДФЛ, в том числе возврат налогоплательщику сумм излишне удержанного налога за счет уменьшения подлежащих перечислению сумм налога с доходов, полученных от данного налогового агента иными физическими лицами, ст. 78 НК РФ не предусмотрен.

Об этом говорится в письме Минфина России от 28.06.2010 № 03-04-06/6/136.

Списание недоимки

Минфин России в письме от 29.06.2010 № 03-02-07/1-300 отметил, что пропуск налоговым органом срока взыскания налога, установленного ст. 46 НК РФ, не является безусловным основанием для списания этой недоимки.

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу различных обстоятельств, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством РФ (п. 1 ст. 59 НК РФ).

Согласно постановлению Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством РФ организаций.

Другие основания для списания числящихся за организацией недоимки и задолженности по пеням и штрафам, взыскание которых невозможно, указанным постановлением Правительства РФ не предусмотрены.

Также финансисты обратили внимание на то, что установленный постановлением от 12.02.2001 № 100 порядок не применяется в случае истечения срока взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Перерасчет налоговой базы

Пунктом 1 ст. 54 НК РФ предусмотрена возможность перерасчета налоговой базы в текущем периоде при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.

Абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это делается, во-первых, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) и, во-вторых, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

При обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения): ошибки (искажения), повлекшие занижение налоговой базы и суммы налога, отражаются в периоде, в котором они были совершены, если этот период известен; те ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога, могут отражаться в налоговой базе за налоговый (отчетный) период, в котором они были выявлены.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28.06.2010 № 03-03-06/4/64.

НДФЛ при работе за границей

Минфин России в письме от 11.06.2010 № 03-04-06/6-120 рассказал, кто должен платить НДФЛ, если сотрудник длительное время работает за границей.

Если работник выполняет свои трудовые обязанности по месту работы в иностранном государстве, то получаемое им вознаграждение не относится к доходам от источников в РФ. Пока сотрудник компании будет признаваться налоговым резидентом (если он находится в РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев), указанные доходы облагаются по ставке 13%. В этом случае физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). Таким образом, на организацию не возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ в отношении указанных доходов.

Допустим, статус сотрудника в течение налогового периода поменялся на нерезидента. Такие лица не признаются плательщиками НДФЛ с доходов, полученных от источников за пределами РФ. Следовательно, у нерезидентов не возникает обязанности по декларированию доходов, полученных за пределами РФ, а также не возникает этой обязанности и у компании-работодателя.

Товаросопроводительные документы

ФНС России письмом от 08.06.2010 № ШС-37-3/3693@ довела до сведения налоговых органов и направила для использования в работе письмо Министерства транспорта РФ от 24.05.2010 № ОБ-16/5460 об образцах форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами РФ при перемещении товаров в таможенном союзе с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан и (или) Республики Беларусь (с территории Республики Казахстан и (или) Республики Беларусь при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками), в том числе с использованием автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта.