Закон об уничтожении конкуренции в науке

| статьи | печать

Федеральный закон «О национальном исследовательском центре „Курчатовский институт“» (НИЦ) подписан президентом. Закон создает для НИЦ особо благоприятные условия и ограждает его от конкуренции. Это хорошо. А еще лучше то, что в законе не установлено четких требований ни к целям, ни к результатам работы НИЦ.

Федеральный закон от 27.07.2010 (далее — Закон) был разработан правительством. Его принятием завершилось нормативное оформление создания национального исследовательского центра. Подзаконные нормативные акты по новому НИЦ были приняты загодя: распоряжение Правительства РФ № 1195-р, утверждающее программу деятельности и объемы финансирования НИЦ, было издано 15 июля 2010 г., Указ Президента РФ № 603 «О пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра „Курчатовский институт“» подписан еще 28 апреля 2008 г.

По мысли разработчиков Закона, его принятие будет способствовать ускоренному внедрению в производство научных разработок, проведению полного инновационного цикла научно-исследовательских работ вплоть до создания промышленных образцов в сфере развития индустрии наносистем, а также в сфере энергетики и энергосбережения, которые являются приоритетными направлениями развития науки и техники. Закон также создаст и обеспечит нормативно-правовые условия эффективного функционирования НИЦ в качестве ключевого элемента национальной инновационной системы и позволит исключить «взаимную конкуренцию внутри страны и в международных проектах».

Похоже на госкорпорацию

Согласно ст. 2 Закона НИЦ создан в форме федерального государственного бюджетного учреждения и отнесен к наиболее значимым учреждениям науки, а полномочия его учредителя осуществляются правительством. Полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении НИЦ, осуществляет уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти. Система управления НИЦ, изложенная в ст. 6 Закона, также предусматривает ключевую роль правительства: именно правительством назначается президент и формируется наблюдательный совет НИЦ, который в свою очередь определяет состав его коллегиального исполнительного органа — правления. На НИЦ Законом возложена обязанность по разработке программы совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию НИЦ. Программа разрабатывается на срок до пяти лет и утверждается правительством. В соответствии с программой участниками пилотного проекта помимо самого Курчатовского института являются Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН, Институт физики высоких энергий, Институт теоретической и экспериментальной физики.

Разделом IV этой программы для пилотного проекта предусмотрено «финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета в размере 25127,81 млн руб. (в 2010 г. — 9843,99 млн руб., в 2011 г. — 7359,76 млн руб., в 2012 г. — 7924,06 млн руб.)». Разделом VI программы управление этими средствами возложено на Курчатовский институт, особенности правового положения которого делают его схожим с госкорпорацией.

Цели не обозначены

Законодательно не установлено четких требований ни к целям, ни к результатам работы НИЦ. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона НИЦ «создается и действует в целях формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения научно-технологических прорывов и ускоренного внедрения в производство научных разработок, проведения полного инновационного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники». Точность процитированной формулировки представляется особенно важной в контексте того, что п. 7 ст. 2 Закона НИЦ предоставлено право осуществлять коммерческую деятельность, соответствующую этим целям.

Функции НИЦ, реализуемые им для достижения цели деятельности, определены в п. 2 ст. 3 Закона в схожей стилистике:

  • получение новых научных знаний в области естественных наук и использование их в интересах экономики;
  • проведение полного инновационного цикла опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки;
  • разработка и научное сопровождение внедрения новых технологий;
  • развитие базовых компонентов современной научно-исследовательской инженерной инфраструктуры;
  • участие от имени Российской Федерации в реализации международных проектов и т.п.


Задачи в упомянутой выше правительственной программе, предусматривающей финансирование в объеме 25 с небольшим млрд руб. в течение трех лет, обозначены еще более таинственно и возвышенно. Так, разделом III программы НИЦ в качестве первой обязанности вменены «фундаментальные и прикладные исследования на базе уникальных мегаустановок (мегакомплексов) для поддержки приоритетных направлений модернизации». Этот термин в разделе I программы определен так: мегаустановки (мегакомплексы) — уникальные, крупные исследовательские установки (комплексы), демонстрирующие уровень научно-технологического развития государства. Помимо полюбившихся авторам программы мегаустановок (мегакомплексов) (термин повторяется в тексте распоряжения правительства не один раз) в сферу деятельности НИЦ входят «междисциплинарные исследования в нано-, био-, инфо- и когнитивных науках» и «создание атомной энергетики нового поколения».

Разумеется, научная ценность этих задач должна оцениваться в первую очередь отраслевыми специалистами. Для налогоплательщика, заинтересованного тем, на что правительство направило его деньги, наиболее любопытным представляется раздел «Результаты реализации программы». И здесь ему предложены такие формулировки: разработка, создание и введение в эксплуатацию уникальных национальных экспериментальных комплексов мирового уровня; создание ядра системы междисциплинарной подготовки научных и инженерных кадров для инновационной экономики; получение новых знаний о фундаментальных свойствах материи и энергии; разработка методов и уникальных экспериментальных комплексов исследования наноматериалов и т.п.

Все эти данные, безусловно ценные для обзорной публикации научно-популярного журнала, диковато выглядят в федеральной программе, особенно с учетом того, что никаких количественных и качественных целевых требований к результативности в ней не содержится.

Сама идея создания исследовательского центра на базе уже существующего и успешно работающего научного учреждения представляется здравой в сравнении с идеей создать силиконовый город-сад на базе подмосковного пустыря. Но уже на стадии формирования законодательных механизмов регулирования НИЦ эта идея вызывает ряд вопросов, часть из которых была изложена выше. Отдельный вопрос вызывает то, почему на роль локомотива научных прорывов и модернизаций был избран именно Курчатовский институт. Это не поясняется.

Похоже, что весь смысл затеи с НИЦ сводится к «координации и концентрации» для устранения конкуренции за бюджетное финансирование. Пусть именно конкуренция между научными учреждениями в индустриально развитых странах часто становилась определяющим механизмом долгосрочного научно-технического развития. В централизованной системе проще «правильным» образом направлять денежные потоки, не отвлекаясь на такие мелочи, как результаты научных разработок.