1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2699

Специфика приватизации оборонных земель

Приобретение недвижимости на землях обороны не дает исключительного права на приобретение земельного участка, необходимого для ее использования, в собственность.

В статье 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приватизацию этих участков. Однако, применяя эту норму, необходимо учитывать категорию земель.

Общество в 2007 г. приобрело 17 объектов недвижимости бывшего военного городка у физического лица. В свою очередь физическое лицо приобрело их в 2006 г. на аукционе по продаже высвобождаемого военного имущества по договору купли-продажи. Им предусматривалось, что земельный участок закрепляется за имуществом в соответствии с нормами градостроительства и передается покупателю согласно действующему законодательству. Тем не менее физическое лицо права на землю не оформило.

В 2004 г. был оформлен кадастровый план этого земельного участка под размещение воинской части. Площадь участка была установлена ориентировочно и подлежала уточнению при межевании. В этом же году за РФ было зарегистрировано право собственности на земельный участок назначением: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В 2008 г. после межевания распоряжением Росимущества земельный участок был предоставлен отделению морской инженерной службы в постоянное (бессрочное) пользование. Общество обратилось в управление Росимущества с заявлением о предоставлении ему земельного участка под приобретенными объектами недвижимости в собственность и получило отказ. Он был мотивирован тем, что согласно оспариваемому распоряжению данные земли вошли в состав земельных участков, предназначенных для размещения войсковой части, и в соответствии с п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ признаются изъятыми из оборота.

В результате общество обратилось в суд с иском о признании недействительным этого распоряжения.

Суды всех инстанций отказали ему в удовлетворении исковых требований. В пункте 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне» сказано, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Исходя из этого земельные участки с момента их передачи для нужд обороны считаются федеральной собственностью в силу закона. При этом продажа высвобождаемого недвижимого имущества не является основанием для прекращения права федеральной собственности на земли, принадлежащие Минобороны России.

Минобороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам. Это определено в подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082.

Перевод земель федеральной собственности из одной категории в другую осуществляет Правительство РФ.

Заявитель не представил доказательств обращения в исполнительный орган государственной власти с заявлением о переводе земельного участка из земель обороны в земли иной категории.

Данный земельный участок изначально предоставлялся для нужд обороны с учетом целевого назначения — размещения войсковой части, под иной вид деятельности в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ не формировался, Минобороны не отказывалось от него. Исходя из этого суды решили, что оспариваемым распоряжением фактически закреплено предоставление земельного участка под размещение войсковой части с учетом уточнения его площади и такое распоряжение не нарушает прав и законных интересов истца.

Президиум ВАС РФ оставил решения судов без изменения.

Итак, приобретение недвижимого имущества на землях обороны в собственность не дает исключительного права на их приватизацию. Сначала нужно оформить отказ Минобороны от принадлежащего ему права на земельный участок и перевести земли обороны в иную категорию (постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 292/10).