1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2661

Администрирование улучшать, налогообложение оптимизировать

Администрирование улучшать, налогообложение оптимизировать

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011—2013 гг., обнародованном 29 июня, бизнес больше всего должен заинтересовать раздел об основных направлениях налоговой политики. Предприятиям надо становиться инновационными, энергосберегающими и передовыми, тогда их ждет оптимизация налогообложения. Остальным достанется улучшение администрирования.

Доходы бюджетной системы, по мнению президента, должны расти прежде всего за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. Но возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности, в первую очередь инновационной направленности.

«Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них», — говорится в Бюджетном послании. В связи с этим Дмитрий Медведев определил восемь ключевых направлений действий.

Во-первых, следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным и поэтому существенная часть налоговой нагрузки ложится на фонд оплаты труда. Для их поддержки, считает глава государства, на период до 2015 г., а для отдельных категорий организаций — до 2020 г. необходимо снизить совокупную ставку страховых взносов до 14% в пределах страхуемого годового заработка.

Во-вторых, надо создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности. В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций нужно учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Видит президент резерв поддержки инноваций в экономике и в амортизационной политике. Для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, например скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока службы.

В-третьих, в целях стимулирования инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково» президент считает необходимым предусмотреть для участников проекта уплату обязательных страховых взносов по ставке 14%, налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога — по нулевой ставке. Не слишком ясно прозвучало предложение относительно налога на добавленную стоимость: «Освобождение от его уплаты должно осуществляться в зависимости от выбора налогоплательщика».

Эти льготы, по мнению Д. Медведева, должны действовать в отношении участников проекта в течение десяти лет с момента их регистрации либо до момента, когда общий размер прибыли, полученной организацией, превысит 300 млн руб. с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки, полученной такой организацией, превысил 1 млрд руб.

В-четвертых, требуется стимулирование энергосбережения и рационального использования природных ресурсов. В частности, следует более активно использовать такие инструменты государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Целесообразно, считает президент, освободить от налога на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на три года с момента его ввода в эксплуатацию. Поскольку этот налог региональный, введение дополнительных федеральных льгот должно быть компенсировано отменой иных льгот, применяемых сегодня.

В-пятых, для развития социальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в системы здравоохранения и образования. Для этого глава государства предлагает освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 г.) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер.

В-шестых, в среднесрочной перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетной системы страны. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов.

Президент призвал ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать этот налог исходя из рыночной стоимости имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

В-седьмых, актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования. Президент указал на необходимость проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.

«Нельзя допускать, чтобы их реализация была связана со сложными процедурами, которые в большей степени носят перестраховочный характер и значительно осложняют экономическую жизнь организаций и повседневную жизнь граждан.

Надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков».

Сохраняется и проблема с возмещением налога на добавленную стоимость. Д. Медведев поставил задачу оценить затратность такого администрирования как для налогоплательщика, так и для государства, обратив внимание в первую очередь на избыточность «оправдательных документов» и на предъявляемые к ним требования.

В-восьмых, особое внимание в этот период он поручил уделить бесперебойной и эффективной работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках Таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами — членами этого союза ввозных таможенных пошлин.

Мнения экспертов

Сергей Пятенко,
гендиректор Экономико-правовой
школы ФБК, д.э.н.

Стремление поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным, безусловно заслуживает одобрения. Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Именно поэтому для их поддержки президент предлагает снизить на период до 2015 г., а для отдельных категорий организаций — до 2020 г. совокупную ставку страховых взносов до 14%.

Однако здесь налоговая политика носит слишком точечный характер. Поддерживать предполагается предприятия, которые заняты в высокотехнологичных отраслях экономики. Между тем существует большое количество компаний в других интеллектуальных секторах экономики, где доля оплаты труда составляет порядка 50% в совокупных затратах.

Попытка снизить страховые платежи для избранных компаний напоминает ситуацию, когда, снявши голову, начинают размышлять о возможности спасения волос. Снижать налоговую нагрузку нужно в целом на российский бизнес, если мы хотим добиться успеха в модернизации нашей экономики.

Николай Арефьев,
доцент кафедры
макроэкономического анализа ВШЭ

В Бюджетном послании президента сформулировано несколько направлений развития налоговой системы, которые сводятся к стремлению достичь две основные цели — повысить эффективность функционирования существующей системы и создать налоговые стимулы для развития инновационной экономики. При этом особое внимание уделено инновационному центру «Сколково».

В целом выбран хороший вектор развития налоговой системы, однако есть два момента, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, налоговые льготы в инновационном секторе являются важным элементом экономической политики, но отдача от данной политики вряд ли найдет отражение в макроэкономических данных в ближайшие два-три десятилетия. Существуют методы быстрого стимулирования экономического роста: повышение качества и соблюдение законов, качество работы судов, защита прав собственности, сокращение бюрократии, снижение коррупции и другие похожие меры. Такие меры могут сказаться на темпах экономического роста в перспективе на пять — десять лет. Создание же инновационной системы экономики может сказаться на темпах экономического роста лишь в очень долгосрочной перспективе. Как показывают данные, новые инновационные технологии очень медленно распространяются и сказываются на темпах экономического роста — лишь с лагом 30—70 лет.

Во-вторых, существует выбор, за счет сокращения каких именно налогов стимулировать инновационный сектор. С точки зрения экономической эффективности нет принципиальной разницы, как именно вводить льготы (если только речь не идет об интенсивном налогообложении физического капитала). Однако с точки зрения распределения доходов разные льготы приводят к различным результатам. В инновационном секторе предполагается оставить лишь налоги на труд, сократив до минимума все остальные налоги. В этом случае максимальный выигрыш получат те, кто придет в инновационный сектор с физическим капиталом, и минимальный — исследователи и разработчики, непосредственно выполнявшие работу. В данном выборе прослеживается скорее лоббирование интересов крупного бизнеса.