Спасение моногородов требует не только денег, но и серьезных реформ

| статьи | печать

Почти каждый пятый российский моногород не вписался в рыночную экономику. На спасение 27 из них госбюджет в текущем году выделяет 27 млрд руб. Эксперты и практики считают, что необходима федеральная целевая программа развития монопрофильных городов, поскольку Министерство регионального развития к категории «моно» относит 355 российских городов из 1095.

Современные решения проблемы городов, благополучие которых зависит от самочувствия градообразующих предприятий, обсуждались в Москве на общероссийской конференции, подготовленной при информационной поддержке «ЭЖ».

Риск и преимущество одновременно

Около 160 моногородов входят в сферу деятельности крупного бизнеса (см. «ЭЖ», 2010, № 17). Их «профессиональная специализация», по мнению профессора кафедры экономической и социальной географии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора географических наук Вячеслава Бабурина, — преимущество и риск одновременно. Преимущество заключается в возможности быстро изменять траекторию прежней эволюции. Риск состоит в том, что без диверсификации градообразующего предприятия моногород обречен на вымирание.

В любом случае многократно возрастает значение установления правил взаимодействия бизнеса и всех уровней власти — федеральной, региональной, местной.

Ученый считает, что должен превалировать американский принцип: «Неважно, что ты работаешь на „Боинге“, важно, что живешь в Сиэтле». Один из способов решения проблемы он видит в создании агломераций городов, расположенных недалеко друг от друга или вокруг региональных столиц.

В 15 км от Архангельска находится Новодвинск — центр лесообрабатывающей промышленности. В 35 км по другую сторону от областного центра — монопрофильный Северодвинск — город военных корабелов. Если совместить интересы, можно повысить качество жизни населения во всех трех городах. А пока три городские власти действуют вразнобой.

В Республике Татарстан возможна агломерация Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска и Менделеевска, равноудаленных друг от друга и от Казани. Их партнерство минимизирует однотипные риски, которые неизбежны при взлетах и падениях экономики.

Межмуниципальная кооперация остается декларацией

Инструментарий по выходу монопрофильных городов из сложившейся ситуации многим видится в совершенствовании механизма государственно-частного партнерства и организации межмуниципального хозяйственного сотрудничества.

Между тем, по данным Института экономики города, лишь в 18 субъектах Российской Федерации только зарождаются отдельные формы межмуниципальной хозяйственной кооперации. Причина — неопределенность и противоречивость правового поля в данной сфере.

Например, не ясно, какая организационно-правовая форма подходит хозяйствующим субъектам, создаваемым разными муниципальными образованиями.

Даже если местные чиновники договорятся о доле участия в совместном капитале и «прописке» головного офиса, возникнут коллизии между взиманием налогов и распределением доходов. Существуют и ограничения, связанные с расходованием бюджетных средств. Контролирующие органы в любой момент могут обвинить муниципалитеты в нецелевом использовании денег из местной казны. И будут правы, поскольку возможность таких претензий заложена в Бюджетном кодексе. В результате нет адаптированных к действующему законодательству технологий создания межмуниципальных хозяйствующих субъектов.

Сегодня межмуниципальное сотрудничество ограничивается организацией различных ассоциаций и союзов. Появилась даже палата сельских поселений при Общероссийском конгрессе муниципальных образований. Альянсов много, но все они, по словам эксперта Института экономики города кандидата исторических наук Людмилы Рагозиной, созданы для коллективного отстаивания местных интересов перед региональными органами государственной власти. Межмуниципальная хозяйственная кооперация остается декларацией о благих намерениях.

Страдает и бизнес, и население.

Так, г. Байкальск Иркутской области соседствует с сельскохозяйственными районами Республики Бурятия, способными стать агроцехами при перепрофилировании моногорода в рекреационно-туристический центр на берегу «славного моря». Тем не менее в правовом поле нет формы ни межмуниципального, ни межрегионального сотрудничества.

За два последних года 70 сельских районов были преобразованы в городские округа с несколько иной схемой налогообложения.

Практически повсеместно поселения передают часть своих полномочий муниципальному району, в состав которого входят. И все громче голоса тех, кто ратует за укрупнение муниципальных образований.

Между тем во Франции, в частности, много веков низшим звеном местного самоуправления являются более 36 600 коммун. В среднем они объединяют 1700 жителей и занимают территорию 14,9 кв. км.

Инструменты и механизмы оказания государственной помощи КПРМ

Инвестиционная поддержка

  • создание и развитие особых экономических зон
  • государственно-частное партнерство
  • федеральные целевые программы

Дотации

  • на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Субсидии

  • бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств
  • на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, стимулирование развития социальной инфраструктуры и др.

Бюджетные кредиты

  • кредиты бюджетам субъектов РФ на развитие инфраструктуры (в 2010 г. предусмотрено 10 млрд руб. из федерального бюджета)

Другие виды

  • на поддержку корпораций и коммерческих банков с государственным участием (Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ), а также иные государственные гарантии для привлечения средств финансово-кредитные институты

Источник: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

Комментарий

Григорий Сенченя,
директор департамента
Центра стратегических разработок

У администраций моногородов есть возможность в этом году получить финансовую помощь от Федерации и регионов помимо тех 27 млрд руб., которые выделяются ограниченному числу монопрофильных городов.

Муниципалитеты могут получить гранты на осуществление, например, инновационных кластеров, которые на 80% финансируются из федерального бюджета и на 20% — из регионального. Такую возможность предоставляет участие в комплексе мер по внедрению инноваций и технологической модернизации согласно приказу Минэкономразвития России от 16.02.2010 № 59.

 

Роман Джапаридзе,
эксперт компании
Tenzor cjlulting group

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства на основе местных особенностей. Механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) представляется в виде лежащей на полу монеты и реакции окружающих. Инструменты ГЧП (концессия или региональная особая экономическая зона) позволяют разгрузить местные бюджеты. В одном из южных российских городов, к примеру, готовятся передать частному бизнесу в концессию транспортно-дорожный сектор местной экономики.

 

Клеман Фурши,
замдиректора ассоциации
Service public 2000 (Франция)

Коммуны у нас входят в территориальные департаменты, которых сейчас 100, включая четыре заморских. Департаменты образованы таким образом, чтобы из любой окраины до центра можно было доехать на лошади в течение дня. Чтобы граждане участвовали в принятии решений, департаменты передают свои полномочия низшим территориальным образованиям. Все жители коммун должны иметь одинаковый доступ к публичным услугам. Полномочия передаются блоками вопросов без вмешательства государства. При этом учитываются объемы компетенций и оценка расходов на два-три года, определяются источники финансирования и механизм управления. Коммуны для решения одного или нескольких вопросов создают межмуниципальные синдикаты. Так, по администрированию транспортного налога. Сегодня в стране действует 18 000 синдикатов. 94,8% коммун входят в различные межмуниципальные объединения. Коммуны образуют еще сообщества с собственным налоговым режимом, а крупные города с населением более 0,5 млн человек — городские сообщества. Насчитывается 2409 сообществ коммун и 181 сообщество агломераций.