1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Арбитраж (ЕНВД)

[+] Обязательным признаком отнесения площадей к категории «площадь торгового зала» при исчислении ЕНВД является их фактическое использование при осуществлении деятельности

(Постановление ФАС Поволжского округа от 06.04.2010 по делу № А12-14904/2009)

Предприниматель являлся собственником магазина. Согласно техническому паспорту 2004 г. в магазине имелся торговый зал площадью 58,6 кв. м. Часть площади магазина (19 кв. м) была отгорожена, являлась подсобным помещением и для торговли не использовалась. Факт использования не всей площади подтвержден актом обследования, составленным представителем администрации поселения, отметками в техническом паспорте 2007 г. и инвентаризационным планом. В декларациях предприниматель площадь торгового зала указывал в размере 39,6 кв. м (58,6 кв. м – 19 кв. м) и платил ЕНВД, принимая в расчет эту площадь.

Инспекция решила, что уплачивать ЕНВД следовало исходя из площади торгового зала, указанной в техническом паспорте (58,6 кв. м), и доначислила налог.

Предприниматель данное решение обжаловал в суде, принявшем решение в его пользу.

ЕНВД может применяться, в частности, в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Согласно ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы единого налога при розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, физическим показателем является площадь торгового зала (в квадратных метрах).

Площадь торгового зала —часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала также относится арендуемая часть площади торгового зала.

Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовке их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК РФ).

В целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и др.).

Следовательно, из смысла и содержания ст. 346.27 и 346.29 НК РФ следует, что в целях исчисления ЕНВД торговая площадь — это часть площади торгового объекта, непосредственно используемая для организации розничной торговли. Соответственно площадь помещений, в которых не производится реализация товаров, не может учитываться при исчислении ЕНВД.

Доказательств того, что в проверяемом периоде предприниматель осуществлял реализацию товаров на торговой площади размером 58,6 кв. м, налоговый орган не представил.

Таким образом, ЕНВД подлежит исчислению с площади торгового зала, фактически используемой налогоплательщиком для осуществления розничной торговли.

[+] Услуги по предпродажной подготовке реализуемых покупателям автомобилей облагаются в рамках ЕНВД

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2010 по делу № А05-10084/2009)

Общество торговало автотранспортными средствами, что являлось его основным видом деятельности. Кроме того, оно осуществляло техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. По реализации транспортных средств общество применяло общую систему налогообложения, а по услугам по проведению предпродажной подготовки — ЕНВД по виду деятельности «оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств».

По результатам выездной проверки инспекцией было принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности. Основанием послужил вывод инспекции о том, что представленные налогоплательщиком на проверку ремонтные листы и квитанции к заказам-нарядам оформлены с нарушением требований к первичным учетным документам и не содержат сведений о целесообразности проводимых работ в качестве предпродажной подготовки на новых продаваемых автомобилях. Инспекция, выделив стоимость проведенной предпродажной подготовки автомобилей, перевела полученный доход от указанных услуг на общую систему налогообложения.

Кроме того, инспекция, учитывая законодательство о защите прав потребителей, согласно которому предпродажная подготовка осуществляется продавцами за счет изготовителей и для покупателей является бесплатной, сделала вывод о формальном заключении договора оказания услуг предпродажной подготовки (дополнительных услуг по установке дополнительного оборудования), поскольку стоимость предпродажной подготовки является стоимостью продаваемого автомобиля.

Общество оспорило данное решение в арбитражном порядке. Суд признал решение налогового органа незаконным.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств — платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН). К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, гарантийному ремонту и обслуживанию, а также по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках (ст. 346.27 НК РФ).

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163 (ОКУН), относит услуги по предпродажной подготовке (код 017615) к прочим услугам по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Согласно п. 57 раздела VI «Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов» Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, автомобили должны пройти предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителями продукции. В сервисной книжке на товар или ином заменяющем ее документе продавец обязан сделать отметку о проведении такой подготовки.

Следовательно, предпродажная подготовка автомобиля в видах и объемах, предусмотренных изготовителем в сервисной книжке, осуществляется для покупателя бесплатно.

Вместе с тем суд отметил, что законодательство РФ не содержит положений, ограничивающих возможность продавцов осуществлять дополнительные услуги по предпродажной подготовке за счет покупателей.

Неотражение в ремонтных листах количества расходных материалов на проведение предпродажной подготовки каждого автомобиля не свидетельствует о том, что такие затраты не были осуществлены, поскольку при оказании подобных услуг невозможно определить точное количество расходных материалов отдельно по каждому автомобилю.

Суд указал, что работы по проведению дополнительной предпродажной подготовки автомобиля по своему содержанию относятся к услугам по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, а к доходам, получаемым от такого вида услуг, может быть применена система налогообложения в виде ЕНВД в соответствии со ст. 346.26 и 346.27 НК РФ.

[+] Если в инвентаризационных и правоустанавливающих документах АГЗС площадь торгового зала и открытых площадок не выделена, налогоплательщик вправе применять физический показатель «торговое место»*

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2010 по делу № А52-3263/2009)

Общество, осуществляя розничную торговлю сжиженным газом через автогазозаправочную станцию (АГЗС), при исчислении ЕНВД учитывало физический показатель «площадь торгового места» исходя из площади земельных участков, на которых располагается автогазозаправочная колонка и помещение кассира-оператора.

Инспекция провела камеральную проверку декларации по ЕНВД за III квартал 2008 г., по итогам которой доначислила обществу сумму ЕНВД. По мнению налогового органа, общество при исчислении налога должно было применять физический показатель «площадь торгового места» исходя из всей площади АГЗС.

Общество, считая решение налогового органа недействительным, обратилось с заявлением в суд. Судом требования заявителя были удовлетворены.

ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, либо объекты нестационарной торговой сети (подп. 6 и 7 п. 2 ст 346.26 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 346.29 НК РФ установлены физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые применяются при исчислении ЕНВД. При осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, для исчисления ЕНВД используется физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)», а при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, — показатель «торговое место», а в случае, когда площадь торгового места превышает 5 кв. м, — показатель «площадь торгового места в квадратных метрах».

Площадь торгового зала и торгового места определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и др.).

На основании представленных документов судом сделан вывод о том, что АГЗС не относится ни к магазинам, ни к павильонам и что помещение операторной и место расположения заправочной колонки под определение магазина или павильона также не подпадают.

Учитывая то, что в инвентаризационных и правоустанавливающих документах АГЗС не значатся торговые помещения и открытые площадки, а также не указана их площадь в квадратных метрах, общество правомерно применяло физический показатель «торговое место» с соответствующей базовой доходностью.


* С 1 января 2009 г. предпринимательская деятельность по реализации газа не относится к розничной торговле для целей главы 26.3 НК РФ и не облагается ЕНВД (абз. 12 ст. 346.27 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ). В течение 2008 г. автогазозаправочные станции относились к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов. Такое правило действовало с 1 января 2008 г. (письма Минфина России от 06.02.2008 № 03-11-05/25, от 18.01.2008 № 03-11-04/3/7, от 17.12.2007 № 03-11-04/3/499, от 22.11.2007 № 03-11-04/3/453 и от 25.10.2007 № 03-11-04/3/418).