ФАС сможет проводить внеплановые проверки без уведомления

| новости | печать

Правительство России одобрило поправки во «второй антимонопольный пакет законов», подготовленные ФАС России к рассмотрению во втором чтении в парламенте.

Поправки были подготовлены Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) к рассмотрению во втором чтении Государственной Думой Российской Федерации.

Как сообщает пресс-служба ведомства, поправки предусматривают следующее:

- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке;

- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определённого периода;

- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о её проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей);

- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединённой по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества);

- право антимонопольных органов выдавать предписания о продаже определённого объёма продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом стартовой цены на продукцию и порядке её расчёта при продаже на товарной бирже, а также запрет руководителей доминирующих субъектов, продающих по предписанию антимонопольного органа часть товаров на бирже, входить в органы управления такой биржей;

- установление пятилетнего срока давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. «Указанный срок согласуется со сроками давности, установленными в отношении нарушений антимонопольного законодательства в Европейском Союзе и Соединённых Штатах Америки», - пояснил глава ФАС России Игорь Артемьев.

Также поправки предусматривают введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающих повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах. В частности, предлагается установить административную ответственность за:

- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;

- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;

- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.

Кроме того, как говорится в сообщении ведомства, ФАС России предложила, а Правительство РФ поддержало идею дисквалификации на срок до 3 лет должностных лиц хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющих таким положением. «Указанная мера административной ответственности может применяться как альтернативная административному штрафу», - полагает Игорь Артемьев.