Опубликован законопроект о вынесении предупреждений в случае наличия признаков нарушения законодательства о рекламе

| новости | печать

ФАС России опубликовала проект закона с поправками в Закон о рекламе. Документ разработан на основе предложений и замечаний предпринимательского и экспертного сообщества. Главная цель – скорректировать нормы, утратившие актуальность и вызывавшие наибольшее количество вопросов у участников рекламного рынка.

Владислав Елтовский, глава практики цифрового права SEAMLESS LegalАлиса Михеева, юрист практики цифрового права SEAMLESS Legal:

В октябре ведомство опубликовало проект изменений в Закон о рекламе. В него предлагается включить ряд ранее закрепленных в письмах позиций. Так, в Закон о рекламе предлагается внести исключения из понятия «реклама».

К таковой относится информация о товаре, его продавце или производителе, размещенная на:

  • сайте владельца агрегатора информации об однородных товарах,
  • сайте такого товара, его производителя или продавца или
  • в сервисах размещения объявления и не имеющая в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

Рекламой также не являются результаты поисковой выдачи.

При этом важно отметить, что пока законопроект не будет принят, следует ориентироваться на актуальную практику и подходы ФАС России к критериям разграничения рекламы и информации.

Михаил Хохолков, руководитель практики «Медиаправо» Юридической фирмы INTELLECT:

Реформа законодательства о рекламе продолжается, и новый проект о внесении изменений в Закон о рекламе – следующий ее виток. Отметим самые интересные и значимые поправки, предлагаемые законопроектом:

  • Вводится институт предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства о рекламе

Ведомство планирует направлять нарушителям Закона о рекламе предупреждения до возбуждения административных дел. Правда, это касается только отсутствия отдельных формальных сведений:

- возрастной отметки в рекламе информационной продукции;

- полного наименования лица в рекламе финансовых услуг;

- пометки о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции;

- указания на необходимость консультации со специалистом при рекламе лекарственных средств и пр.

Предупреждения позволят снизить нагрузку и на бизнес, и на регулятора, лишь в случае их неисполнения ведомство будет возбуждать административные дела в отношении нарушителей.

  • Опросы и обзоры не являются рекламой.

ФАС России предлагает закрепить в законе, что опросы общественного мнения – это не реклама.

Кроме того, ведомство исключает из числа рекламных материалов упоминания о товаре, его изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы, искусства или иной результат интеллектуальной деятельности. Таким образом, антимонопольный орган фактически расшифровывает, что считается «органичной интеграцией».

В качестве примера можно привести пользующиеся популярностью обзоры новых гаджетов. В подобных обзорах блогеры уделяют внимание техническим характеристикам устройства и проводят сравнение с аналогами других производителей в определенном ценовом диапазоне. При этом, конечно же, упоминается и производитель, и модель гаджета. И это, как поясняет ведомство, будет считаться обычной информацией, а не рекламой. Такой позиции ФАС России придерживалась и ранее, но сейчас она включается в закон.

  • Рекламу в PUSH-уведомлениях можно рассылать только с согласия пользователей.

  • Упрощаются требования к дополнительной информации, размещаемой в рекламе.

Например, сейчас в рекламе товаров, которые продаются дистанционно, нужно указывать полные сведения о рекламодателе, включая его ИНН и адрес. А после принятия законопроекта можно будет все их заменить указанием ссылки на сайт, на котором, собственно, и можно приобрести рекламируемые товары. И уже на сайте должна быть размещена исчерпывающая информация о рекламодателе. Это позволит не загромождать рекламный макет излишними сведениями.