Штрафы за отсутствие маркировки рекламы в интернете начнут действовать с 1 сентября: чего ждать?

| статьи | печать

Через год после введения обязательной маркировки рекламы в интернете Закон1, устанавливающий ответственность за отсутствие маркировки или нарушения при представлении отчетности, вступит в силу только с 1 сентября. При этом для участников рекламного рынка до сих пор есть много нерешенных вопросов. Пожалуй, самый главный из них — это отнесение размещаемой в интернете информации к рекламной. Что важно знать рекламодателям и рекламораспространителям и какие штрафы их ожидают в случае нарушения правил маркировки — в нашем материале.


1 Федеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ.

Комментарий эксперта

Закон вводит два новых состава правонарушений для рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем и один состав — для операторов рекламных данных (ОРД). Рассматривать дела по новым составам будет Роскомнадзор.

Штрафы за непредставление в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) информации о рекламе, а также за неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное представление информации составляют:

  • для граждан: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

  • для должностных лиц и ИП: от 30 тыс. до 100 тыс. руб.;

  • для юрлиц: от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

Штрафы за распространение рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению составляют:

  • для граждан: 30 тыс. — 100 тыс. руб.;

  • для должностных лиц и ИП: 100 тыс. — 200 тыс. руб.;

  • для юрлиц: 200 тыс. — 500 тыс. руб.

Штрафы для ОРД за нарушение законодательства о рекламе:

  • для должностных лиц: 100 тыс. — 200 тыс. руб.;

  • для юрлиц: 300 тыс. — 700 тыс. руб.

При этом составы могут сочетаться:

  • не поставили текстовую метку «реклама» — ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ;

  • не отчитались в ЕРИР — новая ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ;

  • не поставили токен или поставили не туда — новая ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ.

Итого по новым ставкам за один немаркированный рекламный пост максимальный штраф составит: для физлица — до 132 500 руб.; для ИП — до 320 тыс. руб.; для юрлица — до 1,5 млн руб.

Да и минимальный штраф нельзя назвать необременительным, особенно если учесть, что это всего за один рекламный пост: для физлица — от 42 тыс. руб.; для ИП — от 134 тыс. руб.; для юрлица — от 400 тыс. руб.

Квалифицировать информацию в качестве рекламы может только ФАС России. У Роскомнадзора таких полномочий нет: ведомство отвечает только за ЕРИР, токены и отчетность.

Следовательно, для того чтобы РКН смог возбудить дело по новым ч. 15 или 16 ст. 14.3 КоАП РФ, сначала ФАС России должна установить нарушение ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе. Грубо говоря, признать распространенную информацию рекламой и без метки. В свою очередь, решение ФАС России можно обжаловать в суде.

Иными словами, до уплаты «ерировских» штрафов должно последовательно пройти несколько этапов:

1-й этап. ФАС России признает информацию рекламой, выносит решение.

2-й этап. Оспаривание решения ФАС России в суде. Если оспорить не удастся, решение вступает в силу.

3-й этап. РКН возбуждает дело за отсутствие токена или неправильную отчетность в ЕРИР, если сроки давности не истекли. Выносит решение.

4-й этап. Оспаривание решения РКН в суде.

5-й этап. Уплата штрафа, если оспорить решение РКН не удастся.

Понятное дело, что если реклама отмечена словом «реклама», но в ней нет токена или отчетность подвела, то первые два этапа можно пропустить. Но вполне вероятно, что большинство спорных ситуаций будут касаться разграничения «реклама или нереклама».

В этом ракурсе срок давности привлечения к ответственности в один год с даты распространения рекламы выглядит не таким уж и длительным.

Комментарий эксперта

О введении ответственности за нарушения в сфере маркировки рекламы начали говорить еще год назад. Несмотря на то что интернет-реклама является наиболее востребованным способом продвижения бизнеса, до сих пор у рекламного бизнеса нет четкого понимания, за что и каким образом будут наказывать.

Основная проблема — сами по себе формулировки Закона о рекламе. Принятые еще в далеком 2006 г. как попытка обобщить разрозненные нормативные акты, отдельные положения закона на практике вызывают трудности даже у опытных юристов, не говоря уже о бизнесе, в котором за последние годы появилось много не искушенных в праве игроков: от подростков-блогеров до «инфоцыган» с миллионными оборотами.

При этом чаще всего административная ответственность наступала только при неисполнении выданных предписаний или при грубейшем нарушении действующих запретов.

Введение обязательной маркировки и отчетности в отношении интернет-рекламы побуждает обратиться не только к положениям Закона, но и к ведомственным рекомендациям, которые формально отменены письмом ФАС России от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22, однако продолжают применяться административным органом и судами.

Таким образом, государство, по нашему мнению, рассчитывает введением штрафов подстегнуть бизнес к обелению рынка рекламы и разработке процедур, которые позволят соблюдать закон.

Итак, с 01.09.2023 ответственность за нарушения в области рекламы в интернете предусмотрена (ч. 15—17 ст. 14.3 КоАП РФ):

  • Часть 15 ст. 14.3 КоАП РФ распространяется на: рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламной системы.

За что: непредоставление информации о распространенной в сети интернет-рекламе, предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации или необеспечение самого процесса такого предоставления, а также нарушение установленных сроков предоставления в Роскомнадзор.

  • Пункт 16 ст. 14.3 КоАП РФ распространяется на: рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламной системы.

За что: нарушение требований приказа Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191 «Об утверждении Требований к идентификатору рекламы <…> и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

  • Пункт 17 ст. 14.3 КоАП РФ распространяется на оператора рекламных данных.

За что: нарушение требований постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 «Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами рекламных данных <…>».

При этом необходимо также обратить внимание на:

  • разграничение размещаемой информации на рекламу/не рекламу,

  • соблюдение ранее установленных требований к отдельным видам рекламы (возрастные маркировки, предупреждения о вреде, полнота условий по финансовым услугам и т.д.),

  • а также на разработку и контроль точного соблюдения внутрикорпоративных процедур по размещению рекламы, получение токенов и отчетность в Роскомнадзор.

Отметим, что крупные компании активизировали процесс разработки и согласования в соответствии со ст. 9.1 Закона о защите конкуренции такого документа, как «Антимонопольный комплаенс», который может позволить снизить претензии контролирующих органов либо избавить должностных лиц от ответственности, если они не допустили нарушение согласованных процедур. По сведениям ФАС России1 за 2022—2023 гг., доля согласованных ведомством документов возросла до 55%.

Вместе с этим надеемся, что явная непроработанность нормативного регулирования маркировки рекламы не повлечет массовых санкций в отношении бизнеса, однако уверенности здесь нет даже у самых оптимистичных судебных и рекламных юристов.


1 https://fas.gov.ru/news/32732.

Комментарий эксперта

С началом осени регулирование в сфере маркировки и учета интернет-рекламы окончательно оформится в результате внесения изменений в КоАП РФ и включения в него новых составов правонарушений.

Поправки в рекламное законодательство вступили в силу еще в сентябре прошлого года. Федеральный закон «О рекламе» был дополнен ст. 18.1, предусматривающей комплекс правил и требований к рекламе в интернете. Объем требований в законе сформулирован достаточно широко и охватывает фактически любую информацию, размещаемую в интернете, которая может быть признана рекламой: от крупной маркетинговой кампании до отдельного баннера, рекламной вставки в видео на видеохостинге или интеграции у блогера.

Основные требования можно разделить на два блока. Первый — касается требования сопровождать рекламные материа­лы в интернете специальной пометкой «реклама» и данными, идентифицирующими рекламодателя. Второй блок включает подробные требования по отчетности о рекламных кампаниях в интернете: участники рынка должны фиксировать данные о такой рекламе и передавать набор обязательной информации в ЕРИР. Для обеспечения обязанностей, входящих во второй блок, осенью были определены специальные субъекты — операторы рекламных данных — частные компании, опосредующие взаимодействие между рекламными игроками и реестром, который администрирует Роскомнадзор.

Так, 1 сентября 2022 г. начали действовать новые правила, соответствующие обязанности по соблюдению требований также формально появились с этой даты. Какое-то время потребовалось для технической настройки инфраструктуры и адаптации участников рынка. При этом специальной административной ответственности поправки в рекламное законодательство не предусматривали. Стоит отметить, что в части требования к пометке «реклама» новые нормы попадали в компетенцию ФАС России и формально за несоблюдение этого требования антимонопольный орган мог привлекать лиц к ответственности еще прошлой осенью на основании общего состава ст. 14.3 КоАП РФ. А вот ответственности за требования в области отчетности, учета и передачи информации в ЕРИР до недавнего времени КоАП не предусматривал.

Регуляторы дали время рекламному рынку адаптироваться. Например, ФАС России не стала активно привлекать к ответственности рекламодателей, которые не разместили пометку «реклама» на своих креативах, хотя формально такая возможность существовала. Роскомнадзор же не имел «подходящей» части в ст. 14.3 КоАП РФ для привлечения к ответственности. Однако в связи с рассматриваемыми поправками такой переходный период подходит к концу.

С 1 сентября 2023 г. непредставление информации в ЕРИР, нарушение сроков, предоставление недостоверной или неполной информации, а также отсутствие в рекламе специального идентификатора может повлечь штрафы.

Особая ответственность предусмотрена для операторов рекламных данных как специальных субъектов нового регулирования, им может грозить штраф до 700 тыс. руб. за нарушение обязанностей, возложенных на них рекламным законодательством. Отметим, что ФАС России, как и раньше, вправе привлекать к ответственности за отсутствие пометки в онлайн-рекламе; размер штрафа также может достигать полумиллиона.

Таким образом, по прошествии года новое регулирование интернет-рекламы должно заработать в полной мере. Соблюдение требований к маркировке и учету теперь будет обусловлено не только комплаенсом, но и рисками получить штраф. Соответственно, всем, кто участвует в распространении рекламы и еще не выстроил внутренние процессы в соответствии с новыми правилами, имеет смысл проверить себя, чтобы не допустить возникновения рисков. В то же время предположу, что сразу после 1 сентября регуляторы не перейдут к активному преследованию нарушителей — слишком велик объем информации, в том числе рекламной, размещаемой в интернете на ежедневной основе. Однако стоит ожидать, что первые административные дела начнут появляться уже этой осенью.

Комментарий эксперта

Столь долгий промежуток времени между введением требования о маркировке и появлением ответственности за его несоблюдение связан с переходным периодом, который был направлен на создание инфраструктуры и адаптацию рынка к нововведениям.

Рекламодатели и рекламораспространители до момента размещения рекламы с помощью функционала операторов рекламных данных должны передать сведения о цепочке договорных отношений, а также создать маркировку для рекламы. После размещения рекламы необходимо передать сведения о результатах рекламной акции – статистику количества показов. ЕРИР будет аккумулировать сведения, полученные от всех участников рынка, и предоставлять к ним доступ антимонопольному органу, налоговой службе и Роскомнадзору.

Ключевым вопросом, с которым столкнулись участники рынка, является отсутствие четких критериев отнесения информации к рекламе.

В связи с тем, что рекламой является любая информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то довольно сложно определить грань между рекламой и информационными материалами, на которые Закон о рекламе не распространяется.

Представляется, что поправки направлены в основном на упрощение налогового контроля на рынке рекламы, данные в ЕРИР будут содержать финансовые сведения – стоимость услуг рекламных агентств и рекламораспространителей, соответственно, для налоговой службы контроль за уплатой налогов существенно облегчается.

В связи с тем, что одним из способов монетизации популярности является заключение рекламных контрактов, то поправки в КоАП РФ в первую очередь затронут деятельность блогеров, которые в своих социальных сетях делают обзоры товаров, а также приглашают своих подписчиков на мероприятия.

Практика антимонопольных органов по вопросу квалификации той или иной информации в качестве рекламы на данный момент является неоднозначной. Антимонопольный орган среди прочего анализирует способ размещения и содержание информации, а также эмоциональный окрас ее преподнесения.

Таким образом, участникам рынка необходимо проверить не только рекламные кампании, но и обратить особое внимание на способы продвижения в социальных сетях – оценить на сколько велики риски признания размещенной информации в качестве рекламы, в случае наличия рисков – необходимо маркировать данную информацию и передавать о ней сведения оператору рекламных данных.