Потребительские настроения россиян вернулись к началу года

| новости | печать

Но Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) отмечает, что брать кредиты население пока не готово.

Эксперты ВЦИОМ констатируют, что специальная военная операция и западные санкции затронули горизонт планирования и потребительские настроения граждан. В то же время мониторинговые исследования показывают, что пик негативных ожиданий позади и экономические ожидания россиян вернулись к уровню значений до марта этого года.

Рассчитываемый ВЦИОМ индекс потребительского доверия показывает, насколько люди уверены в завтрашнем дне, готовы ли к крупным расходам. Заметное снижение индекса пришлось на период «старта» пандемии, в апреле 2020 г. он составлял 24 пункта. В этом году в январе — феврале индекс был на уровне 36—35 п., в марте произошло ожидаемое снижение до 26 п., и показатель оставался пониженным вплоть до июня (30 пунктов). В октябре текущего года заметно восстановление индекса потребительского доверия до февральских значений — 36 пунктов.

Еще один показатель, характеризующий состояние экономики, — индекс безработицы. Заметная реструктуризация рынка труда в России пришлась на период пандемии, в этом году на фоне ухода западных компаний и санкций общественность вновь заговорила о грядущей безработице. Однако экономика и рынок труда преодолели и эти сложности. В ходе ноябрьского опроса ВЦИОМ 70% россиян сообщили, что в их окружении нет людей, потерявших работу в течение последних двух—трех месяцев. С марта 2022 г. значения колебались в пределах 68—70%, что указывает авторам опроса на стабильность ситуации в этой сфере. В марте индекс безработицы составил −47 п., в ноябре — −49 п.

Снижение индекса кредитного доверия эксперты ВЦИОМ также зафиксировали в начале пандемии, в апреле 2020 г., тогда 81% считали, что время для кредитов плохое (индекс составлял 21 п.). В январе и феврале 2022 г. аналогичный показатель был на уровне 76 и 77% соответственно (индекс — 24 и 22 п.), в марте—апреле он достиг максимальных для этого года 84% (индекс опустился до 18 п.). С мая по август индекс вырос с 20 до 26 п., в октябре он вернулся к домартовским значениям и составил 24 п., оценивали время как хорошее для кредитов 10% россиян, как плохое — 76%. Уровень закредитованности населения в феврале 2022 г. составлял 51%, то есть в семье у каждого второго россиянина был один кредит и более. Примерно столько же сообщили об отсутствии кредитов (47%).

В отличие от других показателей, индекс оценки материального положения семьи в марте (52 п.) достиг более высоких в сравнении с январем — февралем значений (41 и 31 п. соответственно), в октябре он составил 42 п.

Авторы опроса выяснили также, что планируют свою жизнь на несколько лет или месяцев вперед половина наших сограждан (53%), за десять лет показатель снизился на 8 п.п. Долгосрочного планирования — на несколько лет вперед — придерживаются четверть россиян (24%), за десять лет их доля выросла на 6 п.п. (18% в 2012 г.), живут сегодняшним днем также четверть граждан (25%, +8 п.п. к 2012 г).

В отношении желания россиян делать банковские вклады эксперты ВЦИОМ напоминают, что максимум готовности доверить сбережения банкам пришелся на 2017 г. — 53%, далее показатель снизился (2018 г. и 2019 г. — по 46%, 2020 г. — 33%, 2021 г. — 35%), а в текущем периоде он составил 34%. С 2020 г. превалирует доля тех, кто считает, что сейчас, если есть деньги в банке, лучше их забрать (2020 г. — 46%, 2021 г. — 41%, 2022 г. — 35%). За два года показатель сократился на 11 п.п., по предположению авторов исследования, вследствие стабилизации инвестиционных стратегий после пандемии. Говоря о том авторам опроса ВЦИОМ, в чем хранить сбережения, если бы пришлось делать выбор между рублем и иностранной валютой, большинство наших сограждан делают выбор в пользу отечественной валюты — 64%. Доллары называют 8%, а евро — 3%. Более привлекательным, чем доллар и евро, для россиян оказался юань — 10%. Еще одна распространенная стратегия — хранить сбережения не в валюте, а в альтернативных активах — недвижимости, металлах, акциях и проч. (44%).