Семейная ипотека за год сильно выросла

| новости | печать

Это показало рассмотрение ее динамики экспертами аналитического центра «Домклик» от «Сбера».

Они констатируют, что востребованность программы «Семейная ипотека» значительно увеличилась после распространения на семьи с одним ребенком в июле 2021 г. Доля выданных средств по программе в общем объеме выдач увеличилась с 4—5% в 1-м полугодии 2021 г. до 7—9% во 2-м полугодии. В период экономической нестабильности в марте — апреле 2022 г. показатель достиг 33—36%. Сегодня авторы анализа наблюдают снижение доли выданных средств до уровня января этого года — 11%.

Аналитики «Домклик» поясняют, что сокращение размера выданных средств по «Семейной ипотеке» в общем объеме во II квартале 2022 г. не связано с падением спроса на «Семейную ипотеку», а является следствием восстановления рынка вторичной недвижимости.

Они также отмечают, что в феврале — марте на фоне резкого увеличения ключевой ставки ЦБ спрос на вторичную недвижимость упал, а доля выданных средств по льготным программам, включая «Семейную ипотеку», ожидаемо возросла. К концу II квартала спрос на вторичную недвижимость начал расти, и к августу соотношение между сделками по покупке первичной и вторичной недвижимости восстановилось. Как следствие, доля выданных средств по «Семейной ипотеке» вернулась к равновесным показателям начала этого года.

Кроме того, доля выдач по «Семейной ипотеке» также значительно увеличилась по отношению к другим льготным программам, таким как «Господдержка», «IT-ипотека», «Дальневосточная ипотека»: уже в июле 2021 г. произошло увеличение с 10 до 25%, а к концу года показатель составил 43%.

Пиковые значения аналитики «Домклик» фиксировали в начале II квартала 2022 г.: более половины ипотечных сделок на льготных условиях осуществлялись по программе «Семейная ипотека». Сейчас около трети объема выдач по льготным программам относятся к «Семейной ипотеке».

Авторы исследования отмечают, что изменение программы «Семейная ипотека» в июле 2021 г. привлекло значительное количество семей с одним ребенком и сегодня именно они составляют основную долю плательщиков. По данным на август 2022 г., распределение сделок по программе выглядит следующим образом: семьи с одним ребенком — 55,6%, с двумя детьми — 33,4%, с тремя детьми — 9,9%, семьи, в которых больше трех детей, — 1,1%.

Анализ сделок за период июль 2021 г. — август 2022 г. показал исследователям, что программа востребована не только в крупнейших регионах, но и в регионах со сравнительно небольшой численностью населения. Так, суммарная доля сделок по программе в Москве (где, по данным Росстата, проживает 12,6 млн человек), Московской области (7,8 млн) и Санкт-Петербурге (5,4 млн) составляет 26,6%.

В лидеры по количеству сделок по «Семейной ипотеке» также ожидаемо вошли регионы, в которых расположены города-миллионники. Аналитиков «Домклик» заинтересовало, что наряду с Самарской областью (численность — 3,1 млн человек), Красноярским краем (2,8 млн), Нижегородской областью (3,1 млн) в лидеры по количеству сделок также вошли регионы с численностью около одного миллиона человек, такие как Удмуртская Республика (1,5 млн человек), Чувашская Республика (1,2 млн), Пензенская область (1,3 млн), Ульяновская область (1,2 млн), Ярославская область (1,2 млн), Кировская область (1,2 млн). Доля остальных 55 регионов (медианная численность — 800 тыс. человек) также довольно высокая и составляет около 20%.

Чтобы понять, на какие регионы расширение программы оказало наибольший эффект, аналитики «Домклик» сопоставили количество сделок по всем регионам РФ за январь — июнь 2021 г. (до расширения программы) с количеством сделок за аналогичный период 2022 г. Это позволило выделить регионы с наибольшим приростом ипотечных сделок.

Расширение программы на семьи с одним ребенком значительно увеличило количество сделок в небольших регионах, таких как Чеченская Республика (численность — 1,5 млн), Республика Тыва (около 300 тыс.), Иркутская область (2,4 млн), Кабардино-Балкарская Республика (870 тыс.), Томская область (около 1 млн).

«Расширение программы на семьи с одним ребенком не только значительно увеличило объемы выдач, но, что важнее, позволило привлечь жителей малых и отдаленных регионов. Прирост количества сделок после изменений в условиях выдачи достигает 300%. Столь значительная корректировка показателей свидетельствует о своевременности преобразования и необходимости дальнейшего развития этой льготной программы», — считает Мария Ромчанова, руководитель Аналитического центра сервиса «Домклик».