В целом спад в российской экономике закрепился

| новости | печать

Экспертам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования подтверждают это высокочастотные данные о российской экономической динамике.

В то же время ученые ЦМАКП в «Анализе макроэкономических тенденций» соглашаются с вероятностью, что и глубина спада, и его продолжительность оказались заметно ниже, чем ожидалось ранее. По крайней мере, рассуждают они, сейчас (на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, высокого гособоронзаказа и снижающейся инфляции) намечается тенденция к замедлению спада. «Наступит ли ожидаемая стабилизация (а потом и подъем), или осень принесет негативные сюрпризы — покажут ближайшие месяцы», — заключают авторы анализа.

Они отмечают, что сезонно скорректированный индекс S&P Global PMI® обрабатывающих отраслей в июле несколько снизился, оставшись в целом в положительной области (немного более 50%: май — 50,8%, июнь — 50,9%, июль — 50,3%). «Такой умеренно-оптимистичный уровень оценок хорошо соответствует ситуации намечающейся экономической стабилизации и высокой внешнеэкономической конъюнктуры», — считают аналитики ЦМАКП.

На рынке труда ситуация, в целом, остается стабильно благоприятной. Пока компании (отчасти, под влиянием государственной политики) предпочитают переводить персонал на неполную занятость или производство в «режим простоя», но не идти на высвобождение работников. И спрос на рабочие места с устранением сезонного фактора довольно уверенно снижается.

В июне, по предварительной оценке ЦМАКП, фиксируется прекращение снижения индекса инвестиционной активности (данный индикатор представляет из себя оценку предложения в экономике товаров инвестиционного назначения). В мае — июне этот индекс составил 95,2% от среднемесячного уровня 2019 г. после 98,5% в апреле (сезонность устранена). При этом предложение стройматериалов, после небольшого снижения, стабилизировалось вблизи исторического максимума. Выпуск в строительстве снижается уже два месяца – и сейчас, считают авторы анализа, можно говорить лишь о тенденции стабилизации в секторе (первый квартал — 0,0% в среднем за месяц, апрель — +1,0%, май — –1,1%, июнь — –0,7%, сезонность устранена).

Аналитики напоминают, что Совет директоров Банка России на своем плановом заседании принял решение понизить ключевую ставку снова на 1,5 п.п., до 8% годовых, что, по их мнению, соответствовало ожиданиям рынка. Такой уровень ставок наблюдался в последний раз в декабре прошлого года. Как и предшествующее снижение, ЦБ обосновал текущее решение дефляционными рисками, вследствие слабой динамики потребительского спроса, а также действия разовых факторов при заметном снижении инфляционных ожиданий населения и бизнеса (достигнувших уровней весны 2021 г.). Ближайшее заседание по вопросу процентной политики запланировано на 16 сентября 2022 г.

Реальная заработной плата, на фоне «санкционного шока», по выражению ученых ЦМАКП, «упала и не отжалась» (апрель — –8,0%, май — –0,1%, сезонность устранена). «Это — результат необходимости для компаний экономить на трудовых издержках при ограничениях на высвобождение занятых», — поясняют они.

В сфере потребительского поведения во II квартале авторы анализа отмечают парадоксальный эффект: одновременно возросла и норма потребления (естественный результат скачка «ажиотажного спроса»), и норма организованных сбережений. Ученые предполагают, что последнее — результат адаптации населения к новым условиям: если в I квартале население «выходило» из сбережений в пользу наличных рублей и валюты, то во II квартале, на фоне стабилизации курса и повышения ставок, вероятно, вернулось к традиционному сбережению. В начале III квартала, когда ставки стали падать и наметилась тенденция к ослаблению рубля, норма сбережения, полагают эксперты ЦМАКП, упадет (что дополнительно поддержит потребление).

«Потребление населения, в целом, “следует за доходами”: после “ступенчатого” спада на пике кризиса, все основные компоненты потребления “щупают дно”. Потребление товаров “почти” стабильно, причем с продовольствием (достигнута стабилизация; действие сезонного фактора устранено) ситуация несколько лучше, чем с непродовольственными товарами, где продолжается умеренный спад. В потреблении услуг продолжается четко выраженный спад, начавшийся еще в марте», — констатируют аналитики.

Также они отмечают, что уровень инфляции продолжает снижаться. Первые признаки дефляции возникли еще в мае, а в летние месяцы она стала реальностью. Соответственно, после прохождения инфляционного пика в апреле (17,8% к апрелю прошлого года) в дальнейшем уровень накопленной инфляции стал быстро снижаться и в августе вышел на уровень порядка 14%. Основными факторами этого стали укрепление рубля и общий «кризисный» дефицит спроса в экономике. «В перспективе 2023 — 2024 гг. сохранится риск усиления инфляции из-за ухудшения торгового баланса и ослабления рубля и/или из-за “импорта инфляции” с явно перегретых мировых рынков сельхозпродукции и сырья», — прогнозируют эксперты ЦМАКП.