Какие у россиян планы на садоводство

| новости | печать
Выяснили это исследовательский холдинг «Ромир» и одна из ведущих на международном рынке и крупнейшая в России сеть магазинов низких фиксированных цен Fix Price.

Внимательный читатель, конечно, заметит, что названная в заголовке тема в начале лета звучит, мягко говоря, запоздало. Но на самом деле совместное исследование «Ромир» и Fix Price провели с 14 по 19 апреля текущего года, почему-то, однако, результаты его обнародовали только сейчас. Надо полагать, россияне уже реализовали большинство своих планов в отношении посадок на своих участках овощей и фруктов. Ознакомимся с этими планами, ведь они — одна из характеристик реакции населения на кризис, инфляцию, видения им ближних перспектив.

Так вот, проведенный в апреле опрос показал, что 23% россиян занимаются садоводством, потому что хотят потреблять экологически чистые продукты. Девять из десяти дачников выращивают огурцы, клубнику и зелень (а по данным исследования, 65% россиян имеют дачу, сад или огородный участок).

Более половины опрошенных «Ромиром» и Fix Price дачников (54%), проживающих в городах в различных регионах России, заявили, что планируют в этом году посадить больше овощей, фруктов и зелени, чем годом ранее. Основная причина — экономическая: 83% из них ответили, что хотят таким образом сэкономить на покупке продуктов. Чаще других такой ответ давали россияне в возрасте от 35 до 44 лет. При этом 42% опрошенных считают, что собственный урожай помогает сократить траты на продукты питания.

Что касается причин занятия садоводством в целом, то 31% опрошенных занимаются посадками в качестве «занятия для души, которое помогает экономить», для 23% важно иметь возможность здорового питания, 15% рассматривают садоводство исключительно как хобби, 15% — как традицию, а для 14% респондентов работа на огороде — вынужденная мера.

Огород и сам подорожал

Исследование выявило, что в 2022 г. средний чек за одну покупку товаров в категории «сад и огород» составляет 203 руб., что на 17% выше значения прошлого года (173,5 руб.). Всего же сезонные траты за весь период на сад и огород в среднем составляют 947 руб., что на 10% больше, чем в 2021 г.

«Особенностью этого сезона является повышенный интерес покупателей к базовым товарным позициям: грунту, семенам, удобрениям, контейнерам для рассады, а также несколько более низкий по сравнению с предыдущими годами спрос на декоративные товары и аксессуары. Мы связываем эту тенденцию, с одной стороны, со стремлением покупателей сэкономить и отказаться от не самого необходимого, а с другой ― с эффектом высокой базы предыдущих “ковидных” лет, когда многие проводили отпуска и работали из загородных локаций», ― комментирует Инна Кондратьева, директор департамента категорийного менеджмента Fix Price.

Большинство опрошенных выращивают овощи и фрукты в основном для собственного потребления: так сказали девять из десяти респондентов. При этом частичными продажами урожая занимаются 9% опрошенных, и больше, чем в среднем по России, — в Южном федеральном округе (16%).

Хиты посадок

Россияне чаще всего выращивают овощи (95% опрошенных), зелень (85%) и ягоды (79%). Самыми популярными овощами являются огурцы (их сажают 91% дачников), помидоры (89%), морковь (83%), кабачки и свекла (79% и 73% соответственно). Из зелени чаще всего сажают укроп (его выбирают 98% опрошенных), лук (94%) и петрушку (89%). Среди ягод россияне отдают наибольшее предпочтение клубнике (в 90% случаев), смородине (87%), малине (86%), крыжовнику и вишне (71 и 69% соответственно). А из фруктов самыми популярными являются яблоки (95% опрошенных), сливы (69%) и груши (65%).

Ожидаемо выглядят результаты исследования «Ромира» и Fix Price о влиянии климатических особенностей регионов: наибольшая доля посаженных фруктов приходится на Южный федеральный округ (74%), а наименьшая (всего 37%) ― на СЗФО.

Отвечая на вопрос о том, в каких местах чаще всего совершаются покупки «садовых» категорий, наибольшее количество опрошенных назвали специализированные садовые магазины (63%) и рынки (41%). Среди сетевых магазинов респонденты наиболее часто выделяли Fix Price (28%), Ленту (28%), Светофор (24%), Пятерочку (22%), Ашан (20%) и другие крупные сети.