Число жалоб в Центробанк серьезно выросло

| новости | печать

В Банке России одной из причин этого называют санкции и возникшую из-за них неопределенность.

В информации регулятора говорится, что в I квартале текущего года ему поступило 94,9 тыс. жалоб, что на 38,1% больше, чем за такой же период 2021 г.

Значительная часть обращений была вызвана необходимостью разъяснения мер поддержки населения и бизнеса, временного порядка операций с наличной валютой, приостановки торгов на бирже, работы платежных карт в условиях ограничений и так далее. Банк России отмечает, что оперативно не только объяснял суть изменений, используя разные каналы коммуникации, в том числе отвечая на вопросы граждан, но и восстанавливал права заявителей, когда подтверждались нарушения.

Рост количества жалоб на кредитные организации составил 15,5%. Среди наиболее распространенных санкционных тем обращений в отношении банков — отказ в выдаче средств с валютного вклада или с банковского счета, а также отсутствие наличных в банкоматах.

Но регулятор констатирует, что без учета подобных тематик количество жалоб на банки осталось на уровне января — марта 2021 г., а по потребительскому кредитованию сильно сократилось. В частности, число жалоб на навязывание дополнительных услуг к кредиту снизилось на 21,7% благодаря праву заемщиков вернуть деньги за такие услуги и запрету на предустановленные галочки в договорах.

Число жалоб на навязывание дополнительных услуг микрофинансовыми организациями (МФО) снизилось в 1,5 раза. Значительный рост жалоб в сегменте МФО по вопросам кредитных историй (в 2,4 раза) и кибермошенничества (в 2,3 раза) носил в основном технический характер и был связан с переходом на новую методику учета (с февраля 2021 г. одно обращение с несколькими тематиками учитывается как несколько обращений). Общий прирост жалоб на МФО составил 20,9%.

Основными причинами роста жалоб в отношении страховщиков (+33%) в ЦБ называют отказы в заключении договора ОСАГО и проблемы с оформлением электронных полисов.

На фоне санкций наиболее существенно выросло количество обращений в отношении участников рынка ценных бумаг (в 7,2 раза). В основном они связаны с временной остановкой торгов, а также с ограничениями на сделки с иностранными ценными бумагами или привязанными к ним инструментами.

Основной тематикой жалоб по вопросам мисселинга (+8,6%) остаются некорректные продажи инвестиционного (40,6%) и накопительного (13,2%) страхования жизни. Новые требования к страховым продуктам с инвестиционной составляющей, а также введение правил продаж инвестиционных продуктов банками должны привести к сокращению жалоб на мисселинг, сообщает Банк России.