Внутренние и внешние цены на сталь значительно разошлись

| новости | печать

Эксперты объясняют это в основном валютным фактором.

После обострения геополитической обстановки и введения ряда санкций странами Запада в адрес России внутренние цены за тонну горячекатаной стали начали торговаться с ощутимым дисконтом к экспортным (65% на 21 марта), отмечают аналитики Промсвязьбанка.

Они связывают расширение дисконта преимущественно с валютным фактором. Так, на внутреннем рынке средняя стоимость тонны горячекатаной стали на 21 марта выросла с конца февраля лишь на 3% и достигла 66,9 тыс. руб., что при нынешнем курсе эквивалентно 650 долл., в то время как стоимость тонны стали в портах Черного моря взлетела к 1060 долл., или до 110,2 тыс. руб.

Ограничивает повышение рублевых цен на сталь дисбаланс предложения на внутреннем рынке. Эксперты ПСБ отмечают, что цены в рублях двигались вместе с экспортными до объявления санкций на импорт сталелитейной продукции из России в ЕС, создавших трудности российским компаниям с поставками в Европу. В результате отрасль вынуждена была увеличить предложение на внутреннем рынке, что оказало давление на рублевые цены в условиях спада потребления из-за возросшей экономической неопределенности и резкой девальвации рубля.

Высокие цены на экспорт авторы анализа объясняют ограниченностью поставок в Европу, где цены на сталь подскочили до нового рекорда — горячекатаный рулон в Северной Европе в прошлую пятницу, 18 марта, подорожал на 10% до 1435 евро за тонну. Цены на арматуру также достигли исторического максимума, отражая сложившийся дефицит предложения. По заявлениям представителей бизнеса, отгрузки в портах Черного моря приостановились, несмотря на то, что запрет ЕС на ввоз стали из России распространяется на контракты, заключенные после 16 марта 2022 г., не включая вспомогательных договоров. Это аналитики ПСБ связывают в том числе и с несклонностью зарубежных логистических компаний вести бизнес с отечественными предприятиями.

На этом фоне металлурги активно прорабатывают экспорт в страны Азии, хотя цены пока торгуются с заметной скидкой, предлагаемой китайскими клиентами. Оптимальным местом для экспорта морскими путями пока остаются порты Владивостока и Мурманска, куда предприятия уже начинают направлять произведенную продукцию, однако в гораздо меньших масштабах.

Эксперты ПСБ считают, что логистический шок — временное явление, и уже летом дисконт внутренних цен к экспортным начнет сокращаться, ввиду перераспределения экспорта на рынки Азии, стабилизации спроса от застройщиков и со стороны госпроектов. Авторы анализа отмечают, что в отличие от начала 2021 г. дисконт внутренних цен может не уйти полностью и составить около 30% во 2-м полугодии ввиду сложности для отрасли оперативно заместить выпадающие из-за закрытия европейского рынка объемы.

«Сложности с экспортом могут привести к снижению финансовых результатов сталелитейщиков в 2022 г. По нашим первым оценкам, эти факторы могут отразиться на снижении совокупной реализации стали НЛМК на 10—13%. Северсталь может потерять 20—25% общей реализации», — сообщает ожидания ПСБ его главный аналитик Егор Жильников.