290 тыс. вагонов не были задействованы в перевозках РЖД в январе

| цифра дня | печать

В РЖД сообщают, что с конца 2019 г. число незадействованных вагонов в сети железных дорог растет. «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику монополии и данные источника в отрасли, отмечает, что количество грузовых составов, временно оставленных компанией РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1,8 поездов в сутки.

В 2014-2018 годах количество брошенных поездов на сети РЖД среднем по году не превышало 666 в сутки (2015 г.), в 2019 г. - составляло 1246, максимум составлял 1685 и только в октябре их было меньше 1000.

В РЖД говорят так: «Прежде всего, это полувагоны, которые направляются под погрузку угля, но остаются невостребованными грузоотправителями из-за ухудшения конъюнктуры на товарных рынках. Для предотвращения скопления незадействованных вагонов диспетчеры принимают решение о приостановлении продвижения на тех станциях, где они не будут оказывать негативного влияния на перевозочный процесс. Груженые поезда отставляются от движения в случае неприема груза грузополучателями — например, морскими портами или погранпереходами».

Просто говоря, наблюдается рост простоев вагонов. В январе более 290 тыс. вагонов не были задействованы в перевозках.

Этот рост только отчасти объясняется снижением потребности в перевозках грузов из-за набирающих силу процессов стагнации в экономике. Источник «Коммерсанта» в РЖД указывает на рекордное производство лишних вагонов «за счет привлечения государственных денег… Все это происходит при невыполнении принятой год назад долгосрочной программы развития ОАО РЖД, срыве сроков модернизации БАМа и Транссиба и на фоне неблагоприятной мировой конъюнктуры цен на генеральные грузы железных дорог».

Иными словами – банальный пример централизованного планирования. Деньги на производство новых вагонов выделены под ожидание оживления движения, вот их и осваивают. По данным РЖД, количество вагонов на сети в январе составило 1,173 млн штук, это на 5,1% больше, чем год назад, когда размер парка уже вызывал тревогу с учетом продолжающего падения ставок на рынке оперирования. В 2019 г. вагоностроительные предприятия России выпустили 79,6 тыс. вагонов, что на 15,5% больше, чем в 2018 г.