Новый сезон расходов взял сильный старт

| новости | печать

Оттолкнувшись от традиционного покупательского июльского дна в августе рассчитываемый «Ромиром» Индекс покупательской активности пошел в рост. Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel, за месяц общие повседневные расходы россиян выросли на 4,9%, что при дефляции в 0,2% дает рост более чем на 5%. За год же объем ежедневных трат наших соотечественников увеличился на 11%, что более чем в 2,5 раза превосходит накопленную за период инфляцию в 4,3%.

Таким образом, констатируют авторы исследования, уже третий месяц подряд реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы остаются на самых высоких позициях для анализируемого месяца. Более того, подчеркивают они, величина реальных расходов в минувшем августе уступила только мартовскому показателю текущего года и оказалась равна майскому значению 2015 г.

«Рост расходов в августе — достаточно традиционное явление: подготовка к новому учебному году и новому сезону в целом. В этом году на фоне минусовой инфляции рост повседневных расходов почти на 5% выглядит, казалось бы, странновато. Официальные органы статистики приводят значительные цифры, свидетельствующие об удешевлении сезонных овощей и фруктов. Однако вместе с тем отмечается и рост цен на многие непродовольственные товары, что подтверждает и Индекс покупательской активности россиян. Доля затрат на продукты в общей корзине повседневных расходов в августе снизилась до 50% вместо 53% в предыдущие месяцы. То есть больше затрат пришлось на непродуктовые категории. И это также сказалось на величине среднего чека, который за месяц вырос почти на 20 руб.», — поясняется президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин.

Рост расходов наблюдался во всех регионах, хотя и с разной интенсивностью. Так, жители центра страны почти не изменили объема расходов в августе относительно предыдущего месяца — прирост составил всего 1,1%. На северо-западе и юге расходы потребителей увеличились за месяц более чем на 4%. В Приволжском ФО жители потратили в августе на 7,1% больше, чем месяцем ранее, на Урале — на 8,5%, в Сибири — на 9,3%. И самый высокий рост расходов в разрезе месяца был зафиксирован на Дальнем Востоке — 12,6%.

По сравнению с августом прошлого года рост также оказался повсеместным и также разномасштабным. С небольшим превышением инфляции расходы выросли на юге страны — на 4,8%. На северо-западе траты жителей за год увеличились на 7,6%, а в Центральном округе — на 9,8%. В остальных регионах за год повседневные траты потребителей увеличились более чем на 10%: в Сибири — на 10,6%, в Приволжском округе – на 13,8, на Дальнем Востоке — на 14,2 и на Урале — на 20,3%.

ИПА в обеих столицах показал результаты, отличные от всей страны. Так, в Москве в августе расходы жителей снизились на 2,1%, а в С.-Петербурге остались неизменными относительно июля. И годовая динамика в столицах оказалась значительно скромнее, чем в целом по стране. В Москве за год повседневные траты потребителей увеличились на 6,7%, а в северной столице — всего на 1,5%.

В остальных миллионниках за месяц прирост расходов составил 3,5%, а за год — 9,3%. В полумиллионниках расходы жителей за месяц увеличились на 6,6%, а относительно прошлогоднего августа — на 11,8%. В стотысячниках за месяц траты жителей не претерпели изменений, а в разрезе года выросли на 12,8%.

В августе расходы в разных доходных группах росли обратно пропорционально состоятельности потребителей. Более всего свои повседневные траты за месяц увеличили россияне с низкими доходами — на 9,9%. Среднедоходники потратили на повседневные товары на 4,5% больше, чем в июле. А высокодоходники увеличили свои расходы на 3,4%.

В разрезе года эксперты «Ромира» наблюдают аналогичную картину. Более всего по сравнению с августом прошлого года расходы выросли в низкодоходной группе — на 12,1%. Россияне со средними доходами за год нарастили свои повседневные траты на 11,6%, а высокодоходники — на 9,6%.

Данные «Ромира» о более высоком относительном росте расходов у низкодоходной группы населения объясняется эффектом низкой базы — когда даже меньшие, чем у более состоятельных доходных групп, траты в абсолютном выражении дают более высокий относительный результат при сопоставлении со своей базой прошлых расходов.