Законопроект о нормативном регулировании внеуличного транспорта поступил в Госдуму

| новости | печать

Правительство России внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о регулировании правоотношений, связанных с перевозкой пассажиров внеуличным транспортом.

Документом «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленным Минтрансом России, устанавливается понятийный аппарат, основные цели и способы государственного регулирования внеуличного транспорта.

В связи с ускоренными темпами автомобилизации крупные российские города столкнулись с необходимостью решения проблем организации дорожного движения, в том числе перевозок городским общественным транспортом. При этом общественный транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров по автомобильным дорогам (улицам) в городах (автобусы, такси, троллейбусы), испытывает те же сложности в передвижении, что и личный автотранспорт. Это негативно сказывается на качестве транспортных услуг населению, отмечено в сопроводительных документах законопроекта.

Для решения этих проблем перспективными являются проекты интеграции транспортных возможностей метрополитена, железнодорожного транспорта, других видов внеуличного транспорта для организации пассажирских перевозок внутри поселений и агломераций.

Законодательной базы для реализации таких проектов в России в настоящее время нет.

Наиболее распространённым из действующих в России внеуличных видов транспорта является метрополитен. Наряду с ним существуют монорельсовый транспорт, транспортные подвесные канатные дороги, транспортные фуникулёры (наземные канатные дороги), которые позволяют разгрузить автомобильные дороги, обеспечить ритмичность и комфорт перевозок.

При формировании федерального законодательства о городском пассажирском транспорте метрополитен был исключён из сферы его правового регулирования. Другие виды внеуличного транспорта, в том числе и перспективные, не получили какого-либо конкретного правового закрепления.

То есть единое правовое регулирование вопросов транспортного обслуживания населения метрополитеном и другими видами внеуличного транспорта в настоящее время отсутствует. Эти вопросы регулируются на региональном уровне исходя из сложившейся практики.

Все эти факторы, отмечает правительство, обуславливают необходимость подготовки отдельного законопроекта, регулирующего деятельность метрополитена и других видов внеуличного транспорта.

Законопроектом регулируются гражданско-правовые отношения, возникающие, с одной стороны, между пассажирами и метрополитеном, с другой стороны, между заказчиком и исполнителем транспортного обслуживания. Кроме того, устанавливается понятийный аппарат, основные цели и способы государственного регулирования метрополитена и других видов внеуличного транспорта.

Предусматривается разработка на федеральном уровне типовых правил технической эксплуатации для каждого вида внеуличного транспорта (за исключением транспортных подвесных канатных дорог и транспортных фуникулёров) и типовых правил пользования каждым видом внеуличного транспорта. Также предусмотрена разработка субъектами Федерации правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в соответствии с типовыми правилами с учётом региональных особенностей.

Принятие законопроекта, по мнению кабмина, позволит повысить конкурентоспособность внеуличного пассажирского транспорта по качеству и стоимости транспортных услуг. Помимо решения транспортных проблем и перераспределения пассажиропотоков с личного автотранспорта на общественный развитие внеуличных видов транспорта позволит улучшить экологическую ситуацию (внеуличный транспорт функционирует преимущественно на электротяге) и повысить транспортную доступность за счёт охвата районов, в которых не развита или недостаточно развита автодорожная инфраструктура, а также за счёт скорости движения, которая в пределах населённых пунктов может быть выше максимально разрешённой для автомобильного транспорта.

Предлагаемые законопроектом нововведения будут способствовать также развитию отечественной промышленности (строительство инфраструктуры, производство подвижного состава), в том числе в инновационных сферах (снижение шума, увеличение скорости движения, новые строительные технологии).