Инфляционные ожидания резко выросли

| новости | печать

Из опубликованного Центробанком развернутого отчёта о результатах исследований инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения, проводимых Фондом «Общественное мнение» по заказу Банка России, следует, что в декабре 2013 г. инфляционные настроения россиян оказались весьма негативными. Да и по другим вопросам социального и экономического плана взгляды населения на 2014 г. нахмурились.

Доля граждан, которые считают, что за последний ме­сяц цены выросли очень сильно, говорится в отчёте ЦБ, увеличилась по сравнению с сентябрем в два раза — с 22% до 44%. А сильный рост цен в ближайшем месяце прогнозируют 29% респондентов, что опять-таки существенно превышает сентябрь­ские показатели (13%). При этом фактический рост цен, по данным Росстата, оказался в ноябре 2013 г. действительно заметно выше, нежели в ноябре 2012 г. — 0,6% против 0,3%.

В декабре россияне больше всего говорили о сильном росте цен на яйца (76%), а также на молоко и молочную продукцию (50%). В пер­вом случае число упоминаний выросло в три раза, во втором — на 15 п.п. Кроме того, по срав­нению с сентябрем респонденты чаще стали упоминать фрукты и овощи (27 % против 15 %). По всем остальным товарам и услугам прирост составил не более 3 п.п. Судя по всему, полагают авторы исследования, высокая оценка, которая дается населением текущей ин­фляции, может быть обусловлена ростом цен на эти три товарные группы.

Регрессионный анализ дает возможность экспертам по­строить простейшие линейные модели, кото­рые позволяют на основе ответов респондентов предсказывать уровень инфляции в текущем и следующем месяце. В частности, оценка уров­ня инфляции в ноябре 2013 г. на основе данных опроса составляет 0,9% (притом, что по данным Росстата цены фактически выросли на 0,6 %), а прогноз на декабрь 2013 г. — 1,1%

Сильное инфляционное напряжение ощущает­ся гражданами не только на месячном, но и на квартальном горизонте: вдовое выросло число тех, кто считает, что в последние три месяца цены на товары и услуги росли быстрее, чем раньше (с 17 до 33%), на 5 п.п. увеличилось число тех, кто ожидает роста цен (до 20 %).

Что касается годовой инфляции, то доля людей, полагающих, что в течение последнего года цены росли быстрее, чем раньше, увеличилась с 21 до 29%. Выросло, хотя и не столь значи­тельно (с 16 до 20%), число людей, прогно­зирующих более сильный и быстрый рост цен в следующем году по сравнению с нынешним. Хотя социологи по-прежнему наблюдают лишь мини­мальные различия между оценкой населением ситуации в квартальной и в годовой перспек­тиве, по сравнению с предыдущим замером доли людей, дающих одинаковые ответы на вопросы о квартальной и годовой перспективе изменения цен, немного сократились.

Медианная оценка наблюдаемой годовой ин­фляции существенно увеличилась по сравне­нию с сентябрем — сразу на 2 п.п. — с 11,4 до 13,4% годовых. Значение ожидаемой инфляции также выросло весьма значительно — с 11,4 до 13% годовых. По большинству ответов на пря­мые и косвенные вопросы об инфляции эксперты заключают, что к концу года существенно усили­лась обеспокоенность населения России произо­шедшим и возможным в будущем ростом цен. При этом, согласно официальным данным Рос­стата, годовая инфляция в ноябре 2013 г. по сравнению с августом не изменилась, оставшись на уровне 6,5% годовых.

Были построены две регрессионные модели, которые связывают (1) прямые оценки инфля­ции (медиану) и (2) долю людей, считающих, что цены за год выросли более чем на 50 %, с фактическими данными Росстата о годовой инфляции. В настоящее время обе прогноз­ные оценки уровня годовой инфляции, вы­веденные ФОМ на основе данных опросов на­селения, чрезвычайно близки к фактическому значению, полученному Росстатом в декабре 2013 г. (6,5%) и составляют 6,5 и 6,3% годовых соответственно.

Наряду с ростом инфляционных ожиданий в декабре 2013 г. продолжилось синхрон­ное снижение как Индекса текущего состоя­ния, так и Индекса ожиданий, начатое тремя месяцами ранее. Значение первого уменьши­лось на 1,9 п., а второго — на 2,8 п. Соответственно и ИПН откатился на уровень 96 п. Из пяти субагрегатов наибольшее падение (на 8 пунктов) испытал индекс, который характеризует оценку изме­нения личного материального положения за последний год. Заметно хуже стали оценивать­ся и перспективы улучшения личного матери­ального положения в следующем году — соот­ветствующий индекс снизился на 4,6 п.

Дополнительные вопросы подтверждают весь­ма пессимистичный настрой российского на­селения. Однозначно негативными являются ожидания относительно уровня безработицы, уровня коррупции и уровня жизни населения: по 42—45 % опрошенных считают, что безра­ботица и коррупция будут расти, а уровень жизни — снижаться, и только 4—12 % респон­дентов стоят на противоположной позиции. Относительно перспектив промышленного производства нет единого мнения, но баланс оценок также негативный: 15 % считают, что можно ожидать улучшения в этой сфере, а 26 % полагают, что дальше все будет только хуже. В сравнении с сентябрьским опросом оценки россиян по этим позициям заметно ухудшились, говорится в отчёте ЦБ.