Административное производство требует отдельного регулирования

| новости | печать

 Председатель комитета Госумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин разъяснил основные положения внесённого президентом Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации.

«Неоднократно различными участниками законодательного процесса поднимался вопрос о возможном создании административных судов в Российской Федерации, - напомнил, в частности, В. Плигин. – Или же о создании специальных процедур, которые бы касались административного судопроизводства».

По его словам, президентом был предложен комплексный нормативный акт, который урегулирует вопросы административного судопроизводства.

«Соответственно, предлагаются проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса об административном судопроизводстве»,  «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства» (в частности, предлагается его введение в действие с 1 января 2014 г.) и проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства».

«Административное производство требовало отдельного регулирования, но в то же время – и это очень важно – административное судопроизводство не приведёт к созданию отдельного направления, которое бы называлось «федеральные административные суды», - отметил депутат.

Говоря о новом кодексе, В. Плигин, в частности, выделил статьи, которые касаются компетенции.

«При рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел к их компетенции будут относиться защита прав и законных интересов граждан и прав и законных интересов организаций, других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных мероприятий», - отметил депутат.

«Сюда будут, например, относиться вопросы, касающиеся оспаривания нормативных актов, оспаривания решений в ходе избирательной кампании, оспаривания решений и действий в отношении средств массовой информации, оспаривания действий применительно к иностранным гражданам, связанных с задержанием данных иностранных граждан. Очень важно, что будут регулироваться отношения в области применения психиатрического лечения», - пояснил он.

При этом депутат подчеркнул, что дела, возникающие в связи с правонарушениями, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях – то есть политика штрафов и прочее – не относятся к вопросам, которые будут решаться в соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве.

«Принципиально важная позиция связана с тем, что суд в этом судопроизводстве будет выполнять активную роль. Это связано с защитой интересов слабой стороны. Презюмируется, что гражданин или организация в отношениях с государством являются слабой стороной. И поэтому суд занимает более активную позицию – и это прямо указывается в предложении», - подчеркнул В. Плигин.

В. Плигин считает, что закон может быть принят в первом чтении в мае. «Дальше, конечно же, мы должны будем понимать, какого рода поправки могут поступить. Но, тем не менее, поскольку институт ожидаемый, значимый для граждан – я думаю, что в весеннюю сессию было бы целесообразно его доработать», - отметил он.