1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать

О применении законодательства о налогах и сборах

Министерство финансов РФ письмо от 25.06.2009 № 03-03-06/1/429

Российская организация-экспедитор заключила договор транспортной экспедиции с другой российской организацией. В интересах клиента экспедитор осуществляет платежи в иностранной валюте в адрес поставщиков услуг и перевозчиков — иностранных организаций. Также заключен договор транспортной экспедиции с иностранной организацией, расчеты по которому осуществляются в иностранной валюте. Каков порядок учета в целях налога на прибыль у экспедитора положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникающих при совершении в интересах российского клиента платежей в адрес нерезидентов, а также возникающих при расчетах с иностранным клиентом?

Департамент налоговой и таможенно­-тарифной политики рассмотрел письмо о применении законодательства о налогах и сборах и сообщает следующее.

Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента­-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Для целей налогообложения прибыли положительные курсовые разницы учитываются в соответствии с п. 11 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которому в составе внереализационных доходов отражаются доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России, отражаются в составе внереализационных расходов.

На основании п. 9 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитывается имущество (включая денежные средства), переданное комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что в составе доходов не учитывается имущество (включая денежные средства), поступившее комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, денежные средства, полученные (уплаченные) комиссионером (агентом, иным поверенным), ему не принадлежат. Собственником этих средств является комитент (принципал, доверитель). Следовательно, курсовые разницы, возникающие при таких операциях, следует учитывать в составе доходов (расходов) комитента (принципала, доверителя).

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно­-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно­-тарифной политики

С. РАЗГУЛИН

Сумма:
%