О налоговой ответственности за несвоевременное представление в налоговый орган заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД

Федеральная налоговая служба письмо от 29.03.2016 № СА-4-7/5366
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос по вопросу применения статьи 116 НК РФ к индивидуальным предпринимателям — плательщикам ЕНВД, поставленным на налоговый учет в конкретном налоговом органе, сообщает следующее.

Согласно статье 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — единый налог) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном главой 26.3 Кодекса.

Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе:

по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем пункта 2 статьи 346.28);

по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.

Организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, установленной главой 26.3 Кодекса, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Согласно пункту 1 статьи 116 Кодекса нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Учитывая изложенное, при установлении факта нарушения организацией или индивидуальным предпринимателем срока подачи заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога налоговый орган вправе привлечь такую организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 116 Кодекса.

Аналогичный вывод поддержан и судебной арбитражной практикой — постановление ФАС СЗО от 10 апреля 2013 г. по делу № А56-32161/2012, постановление ФАС ПО от 27 сентября 2011 г. по делу № А06-7317/2010.

Касательно некоторой судебной арбитражной практики, которая по аналогичному вопросу занимает позицию налогоплательщиков, необходимо отметить, что она базировалась на пункте 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, которое утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где, в свою очередь, отсутствуют аналогичные выводы.

Действительный государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.А. АРАКЕЛОВ

80

Письмо Минтруда России от 03.02.2016 № 17-4/ООГ-163

Об исчислении страховых взносов за себя ИП, совмещающим уплату НДФЛ и ЕНВД, если его доход превысил 300 тыс. руб. за расчетный период.

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу определения базы для исчисления страховых взносов за себя в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем, совмещающим уплату налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД), в случае если его доход превысил 300 000 рублей за расчетный период, и сообщает следующее.

Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями и производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают страховые взносы с сумм этих выплат и иных вознаграждений (статья 7 Федерального закона № 212-ФЗ), а также в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ обязаны уплачивать страховые взносы за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2014 года положениями статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

— в случае, если доход плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период, — 1 МРОТ x 26% x 12 мес.;

— в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб., — 1 МРОТ × 26% × 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей.

При этом введено ограничение по размеру страховых взносов, а именно максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определяется исходя из 8 МРОТ x 26% x 12 месяцев.

Таким образом, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины.

Пунктами 1 и 4 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, — в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Так, согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса.

При этом с учетом положений пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218—221 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что положения статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения.

В связи с этим в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса, не учитываются.

Согласно положениям статьи 346.29 Налогового кодекса доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего ЕНВД, определяется исходя из величины вмененного дохода.

При этом пунктом 6 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, совмещающий два режима налогообложения — общий режим налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД, при расчете размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период суммирует доходы от всех видов деятельности, а именно доход от вида деятельности, налогообложение которой осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения (без учета налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 Налогового кодекса), и величину вмененного дохода.

Обращаем внимание, что согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае несоответствия уплаченных сумм страховых взносов полученным сведениям о доходах данных плательщиков страховых взносов, исходя из которых производится расчет указанных страховых взносов.

Заместитель директора
Департамента
Л.А. КОТОВА