Об использовании транспортной накладной для подтверждения расходов в целях налога на прибыль; о представлении в налоговый орган подлинников документов

Федеральная налоговая служба письмо от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба, рассмотрев в рамках своей компетенции интернет-обращение <...>, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии их связи с деятельностью, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Кодекс не содержит перечня документов, подтверждающих те или иные расходы для цели налогообложения прибыли, но указывает на необходимость их соответствия действующему законодательству.

Из статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что формы первичных учетных документов, содержащие установленные пунктом 2 указанной статьи обязательные реквизиты, определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

При этом статьей 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная, форма которой утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272. Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом действующее законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, оформляющих такого рода операции.

В части исполнения налогоплательщиками обязанностей по представлению налоговым органам для ознакомления подлинников документов необходимо иметь в виду следующее.

Из совокупности норм статьи 153 и статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей должны совершаться в простой письменной форме.

Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 7.0.8-2013, утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст) подлинником документа является первый или единичный его экземпляр.

Таким образом, в случае оформления документа на бумажном носителе с собственноручными подписями лиц, ответственных за оформление операции, такой экземпляр и является подлинником.

Замена подлинника документа его электронным скан-образом с подписанием такого образа усиленными квалифицированными электронными подписями ответственных лиц всех участвующих сторон в случае обязанности предоставления подлинника документа действующим законодательством не предусмотрена.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО