Об уменьшении пени, начисленных за несвоевременную уплату авансовых платежей ИП, применяющим УСН

Министерство финансов РФ письмо от 16.08.2013 № 03-02-08/33518
| официальная переписка | печать

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) применяет УСН (объект налогообложения "доходы"), наемных работников не имеет, выплат и иных вознаграждений физлицам не производит. Уплачивает страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.

По данным декларации за 2012 г. сумма налога, исчисленного за налоговый период (2012 г.), меньше сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого налогового периода.

Подлежат ли в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 соразмерному уменьшению пени, начисленные за несвоевременную уплату авансовых платежей?

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

На основании п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) для налогоплательщиков, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода авансовые платежи по налогу подлежали исчислению исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый период (отчетные периоды), подлежала уменьшению указанными налогоплательщиками на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на суммы выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не могла быть уменьшена более чем на 50 процентов. Указанное ограничение не распространялось на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Таким образом, в том случае, если индивидуальный предприниматель не производил выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, он вправе был уменьшить сумму налога (каждого авансового платежа по налогу) на уплаченные соответствующие страховые взносы без ограничения.

Согласно п. 5 ст. 346.21 Кодекса ранее исчисленные суммы авансовых платежей по вышеназванному налогу засчитывались при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивался не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период п. п. 1 и 2 ст. 346.23 Кодекса, а именно: для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи по налогу уплачивались не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 Кодекса).

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в соответствии со ст. 75 Кодекса.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" указано, что порядок исчисления указанных пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты налогоплательщика.

В случае если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Полагаем, что указанную позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует учитывать и в случае, когда по итогам налогового периода сумма исчисленного налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (исходя из фактически полученных доходов), оказалась меньше суммы авансовых платежей по этому налогу, подлежавших уплате в течение этого налогового периода.

Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН