Возникают ли налоговые риски с вычетом НДС в части затрат по сносу старых объектов на месте застройки?

| консультации | печать
Общество планирует снести на месте застройки старые объекты и произвести реконструкцию существующих основных средств в целях их последующего использования в коммерческих целях. 1. Возникает ли риск в отказе в возмещении НДС в части затрат по сносу объектов (старых на месте застройки) и в отказе в возмещении НДС по затратам на проектные работы? 2. Возникает ли необходимость в восстановлении НДС с объектов, подлежащих сносу при расчистке территории для застройки?

1. Отметим, что на основании п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, создания нематериальных активов (п. 6 ст. 171 НК РФ).

Принимая во внимание приведенные положения НК РФ, а также учитывая указанные в запросе обстоятельства, в том числе о целях осуществления реконструкции, считаем, что организация вправе применить вычет НДС, предъявленный при осуществлении работ как по демонтажу (сносу) соответствующих объектов, так и по выполнению проектных работ.

Очевидных рисков иной позиции у налоговой в данном случае автор не усматривает.

Данный вывод косвенно подтверждается в том числе письмами Минфина:

  • письмо Минфина России от 28.09.2022 № 03-07-10/93709 (организацией заключен договор с подрядчиком о выполнении работ для строительства гостиничного комплекса, включающих работы по геодезии, проектные работы, строительные работы и т.д.);

  • письмо Минфина России от 05.12.2016 № 03-07-10/71892 (организация в 2013—2015 гг. строила здание административно-производственного назначения, договором на проведение проектных и строительных работ предусмотрена поэтапная сдача работ, однако этапы строительства не определены);

  • письмо Минфина России от 03.10.2012 № 03-03-06/1/519 (о применении вычета по НДС, предъявленного подрядными организациями при разработке проектной документации для осуществления строительно-монтажных работ по реконструкции здания);

  • письмо Минфина России от 07.03.2013 № 03-03-06/1/6914 (рассмотрен вопрос о праве ООО принять к вычету суммы НДС, предъявленные подрядчиком при проведении демонтажных работ в целях строительства нового здания, указано на применение п. 6 ст. 171 НК РФ).

Подобный вывод относительно вычета НДС расходов на снос следует из судебной практики, в частности постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.10.2018 № Ф07-12839/2018 по делу № А42-7282/2017. В этом постановлении указано, что в части исключения ИФНС из суммы налоговых вычетов НДС со стоимости произведенных подрядчиком работ по сносу (демонтажу) объектов суд признал позицию налогового органа необоснованной. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений предусмотрены нормативными документами: соответствующие затраты включаются в сметную стоимость строительства нового объекта. Такие затраты не участвуют в формировании стоимости металлолома. Доводы ИФНС о том, что налогоплательщик изначально преследовал деловую цель от реализации лома и отходов черных металлов, суд не поддержал. При этом суд указал, что основания для восстановления НДС, предусмотренные ст. 171.1 НК РФ, отсутствовали, соответственно, и оснований для отказа налогоплательщику в возмещении налога со стоимости работ по сносу (демонтажу) объектов незавершенного строительства не имелось.

2. Закрытый перечень случаев, в которых ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ.

В частности, в силу подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ НДС подлежит восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 настоящей статьи, то есть в том числе для операций по производству и (или) реализации, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), а также для операций по реализации (передаче) ОС, НА, имущественных прав, которая не признается реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

Кроме того, в ст. 171.1 НК РФ установлены особенности восстановления сумм НДС, принятых к вычету в отношении объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу. Вместе с тем восстановление НДС в порядке данной нормы осуществляется в случае, если такие объекты основных средств в дальнейшем используются этим налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (п. 3 ст. 171.1 НК РФ).

С учетом изложенного отметим, что непосредственно такие операции, как демонтаж (снос, ликвидация) объекта основных средств, не указаны в перечне случаев восстановления НДС, ранее принятого к вычету при приобретении такого объекта.

При этом в отношении демонтируемых объектов в принципе не имеется оснований говорить о каком-либо дальнейшем использовании в каких-либо операциях.

Принимая во внимание изложенное и выражая наше мнение, считаем, что оснований для восстановления НДС, правомерно принятого ранее к вычету при приобретении объектов основных средств, в случае их сноса в целях реконструкции существующих основных средств в данном случае не имеется.

Отметим, что данный подход подтверждается разъяснениями как Верховного суда РФ, так и Минфина России и налоговых органов:

  • Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 21.12.2018 № 306-КГ18-13567 по делу № А57-9401/2017: «...ликвидация объектов основных средств не образует основание восстановления налога, указанное в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса, поскольку приводит к прекращению физического существования этих объектов, а не к их дальнейшему использованию в необлагаемой деятельности»;

  • письмо Минфина России от 14.03.2022 № 03‑03‑06/1/18445: «Также сообщается, что при решении вопроса восстановления налога на добавленную стоимость при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, рекомендуется руководствоваться пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 „О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость“ и письмом ФНС России от 21 мая 2015 г. № ГД-4-3/8627@».