Что необходимо для вычета НДС по товарам непроизводственного характера

| статьи | печать

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 30.05.2023 № Ф04-2318/2023 по делу № А75-15274/2022 отказал компании в вычете НДС, поскольку ею не доказана производственная необходимость приобретения спорного имущества и не подтверждено его использование в хозяйственной деятельности для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Суть дела

Компания приобрела для собственных нужд смартфон, зеркальную фотокамеру, электрочайник, набор посуды и заявила по этим товарам НДС к вычету.

Налоговики при проведении камеральной проверки в вычете отказали. По их мнению, компания была не вправе заявлять вычет, так как приобретенные ею товары не используются для осуществления деятельности, облагаемой НДС. В результате компании были доначислены недоимка и штраф. Она попыталась обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе, но безрезультатно.

Тогда компания обратилась в суд с требованием о признании решения инспекции недействительным.

Решение судов

Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. По их мнению, компания не доказала производственную необходимость приобретения спорных товаров, а также не представила доказательств их использования в какой-либо производственной деятельности, направленной на получение дохода.

Суд первой инстанции указал, что, по мнению Минфина России, НДС по имуществу непроизводственного характера нельзя принять к вычету (письмо от 17.01.2006 № 03-03-04/2/9). Аналогичного мнения придерживаются и налоговые органы. В письме МНС России от 21.01.2003 № 03-1-08/204/26-В088 разъяснено, что суммы НДС по приобретенному для собственных нужд имуществу (чайнику) к вычету не принимаются. Иными словами, право на вычет НДС ставится в зависимость от того, признаны расходы на приобретение данного имущества в целях налогообложения прибыли или нет.

Суды отклонили довод компании о том, что эксплуатация смартфона производится в отделе продаж в производственных целях для осуществления телефонных переговоров с покупателями (заказчиками), поставщиками (подрядчиками), другими дебиторами и кредиторами. Из приказа компании следует, что фактическое место эксплуатации смартфона — администрация, смартфон закреп­лен за директором. Использование смартфона осуществляется в рабочие часы, но при этом каких-либо доказательств использования смартфона в рабочих целях компания не представила. Документы, подтверждающие включение стоимости смартфона в раздел прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относящихся к расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, тоже представлены не были.

В суде компания заявляла, что эксплуатация зеркальной камеры осуществляется в производственных целях для осуществления фотофиксации товара при его приемке-передаче, оформлении актов несоответствия товара качеству и количеству и место ее эксплуатации — отдел продаж. Однако из документов компании следует, что материально ответственным лицом за указанное имущество является директор, а не кто-либо из сотрудников, осуществляющих приемку товара. Доказательств того, что камера использовалась для фиксации приемки-передачи товара (первичных документов с приложением материалов фотофиксации товара), компания не представила.

Доводы компании относительного того, что посуда и электрочайник используются в производственных целях (проведение коммерческих переговоров с контрагентами), также не нашли своего документального подтверждения, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии представительских нужд (расходов, отнесенных на представительские нужды), не представлено и факт ведения переговоров компанией не подтвержден.

Отметим, что Минфин России не против вычета НДС по смартфону при наличии доказательств его использования в производственной деятельности. В письме от 16.11.2021 № 03-07-11/92486 специалисты финансового ведомства указали, что НДС, предъявленный предпринимателю при приобретении им смартфона, принимается к вычету при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ. То есть в случае его использования для операций, облагаемых НДС, при наличии счета-фактуры и соответствующих первичных документов.