Что делать, если у конкурента такое же название компании?

| консультации | печать
Сотрудник, который работал в компании два года, открыл ООО с похожим названием. По сути, к нашему названию просто добавили приставку «торговая компания». В итоге сейчас компания занимается аналогичной деятельностью, как и наша, и названия организаций тоже похожи. Как можно повлиять на эту ситуацию?

Для защиты права на фирменное наименование вы можете подать иск в суд или в ФАС России.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Юридическое лицо, нарушившее правила п. 3 ст. 1474 ГК РФ, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки (п. 3, 4 ст. 1474 ГК РФ).

Таким образом, если ваш бывший работник создал компанию с фирменным наименованием с приставкой «торговая компания», можно говорить о том, что фирменные наименования схожи до степени смешения. Соответственно, вы вправе подать иск в суд о запрете использования фирменного наименования в определенных видах деятельности.

Так, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители или контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо, в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета, средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет. Обладатель такого исключительного права может требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, знаку обслуживания, признания недействительным патента на промышленный образец либо полного или частичного запрета использования фирменного наименования или коммерческого обозначения (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).

Важно обратить внимание, что лучше подать именно такой иск — о запрете использования фирменного наименования. Например, неправильно формулировать иск как о понуждении к изменению фирменного наименования. Такое требование может подать только регистрирующий орган (п. 152 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», далее — постановление № 10).

Кроме того, право выбора способа прекращения нарушения исключительного права — прекращение использования фирменного наименования в отношении конкретных, определенных судом видов деятельности или изменение фирменного наименования — принадлежит не истцу, а ответчику. В связи с этим в резолютивной части решения суда, установившего факт нарушения права на фирменное наименование истца, указывается на запрет ответчику осуществлять определенные виды деятельности под определенным фирменным наименованием. Выбор способа исполнения такого решения суда осуществляется ответчиком на стадии исполнения решения суда (абз. 5 п. 152 постановления № 10).

В суде придется доказывать:

  • тождественность используемого другим лицом обозначения фирменному наименованию правообладателя или их сходство до степени смешения;

  • осуществление данными юридическими лицами аналогичной деятельности (учитываются основной и дополнительные коды ОКВЭД);

  • факт более позднего включения в ЕГРЮЛ фирменного наименования конкурента.

Также вы вправе заявить в суде требование о возмещении убытков в связи с нарушением исключительного права на фирменное наименование (п. 4 ст. 1474 ГК РФ).

Другой вариант повлиять на данную ситуацию — это обратиться в ФАС России. Можно подать в антимонопольный орган заявление о факте недобросовестной конкуренции. Также важно заявить ходатайство о выдаче предписания изменить фирменное наименование. Если этот факт подтвердится, то антимонопольный орган выдаст предписание об устранении нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Для этого должны быть доказательства того, что действия конкурента содержали все необходимые признаки недобросовестной конкуренции, а именно:

  • совершались хозяйствующим субъектом-конкурентом;

  • были направлены на получение преимущества в предпринимательской деятельности;

  • противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

  • причинили или были способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту либо нанесли ущерб его деловой репутации.

Недоказанность хотя бы одного из вышеперечисленных признаков влечет невозможность признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции.

В пример можно привести решение УФАС по Московской области от 23.12.2021 № 050/01/14.4-851/2021.

Кроме того, ФАС России может оштрафовать нарушителя по ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ. В ней предусмотрено наказание за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг. За такое нарушение для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 20 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до трех лет, а для юридических лиц — от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.