В рассматриваемой ситуации ролик на телевидении о наборе персонала в компанию не будет являться рекламой. Объясним почему.
Понятие рекламы приведено в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Под ней понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обратите внимание: согласно подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе на объявления юридических лиц, не связанные с их предпринимательской деятельностью, положения данного закона не распространяются. Следовательно, если деятельность организации не связана с подбором персонала, то для нее такие объявления не признаются рекламой.
С приведенной позицией согласны специалисты Минфина России. В письме от 23.09.2011 № 03-03-06/1/585 они сообщили, что информация о наборе работников, опубликованная организацией в СМИ, не отвечает определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и, соответственно, не признается рекламной. Поэтому расходы, связанные с размещением в СМИ объявлений о подборе персонала, подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ. Напомним, что по этой норме в состав расходов включаются затраты по набору работников.
Следует отметить, что ранее Минфин России настаивал на том, что для целей налогообложения прибыли расходы по набору персонала можно учесть только в том случае, когда работники были зачислены в штат. В противном случае такие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль, так как не являются экономически обоснованными (письма Минфина России от 04.09.2008 № 03-03-06/1/504, от 01.06.2006 № 03-03-04/1/497). Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 22.03.2005 № 20-12/19398).
Однако суды не поддерживали такой подход и приходили к выводу, что Налоговый кодекс для признания таких расходов не содержит условия о том, что в результате оказания услуг организация обязательно должна принять на работу сотрудников. Обоснованность расходов подтверждает не конечный результат таких услуг, а сам факт их оказания (постановления ФАС Московского округа от 13.03.2009 по делу № А40-32344/08-75-75, от 09.11.2007 по делу № А40-38224/06-140-265, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 по делу № А55-29883/05-53).
В бухгалтерском учете расходы по подбору персонала являются управленческими расходами и отражаются в том периоде, в котором они фактически произведены (п. 5, 9, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Проводки будут следующими:
Дебет 26 Кредит 60
— отражены расходы на объявления о подборе персонала;
Дебет 19 Кредит 60
— отражен входной НДС;
Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачены расходы.