1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 1166

За что и какой возможен штраф

Подлежит ли штрафу при налоговой проверке организация в случае: отсутствия у нее справок-отчетов кассира-операциониста (формы № КМ-6, № КМ-7) или наличия ошибок при их заполнении; отсутствия отдельных Z-отчетов; наличия ошибок при заполнении Журнала кассира-операциониста без исправлений?

1. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон о ККТ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (ККТ), обязаны в том числе обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с применением контрольно-кассовой техники, а также предоставлять указанную документацию должностным лицам налоговых органов, осуществляющих в установленном порядке проверку.

На основании Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (далее - Указания), утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, кассир-операционист ежедневно составляет Справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6 и вместе с дневной выручкой сдает ее в кассу предприятия или инкассатору банка.

Согласно тем же Указаниям форма № КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации» применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к Справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату.

Таким образом, формы № КМ-6 и № КМ-7 относятся к документации, связанной с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Законом о ККТ.

За непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена ответственность в виде наложения административного штрафа.

С учетом изложенного непредставление организацией в налоговый орган (должностному лицу) Справки-отчета кассира-операциониста по форме № КМ-6 и/или № КМ-7 может повлечь административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере:

- на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;

- на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

При этом применение штрафа за ошибки, допущенные в перечисленных документах, ст. 19.7 КоАП РФ не предусматривает.

Таким образом, если документы по формам № КМ-6 и № КМ-7 налоговому органу были представлены, то это, по мнению автора, независимо от наличия в них ошибок является основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

Обратите внимание!

При налоговой проверке за отсутствие первичных документов, которыми оформляются кассовые операции, может быть наложен штраф по ст. 120 НК РФ.

2. В соответствии с п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение по применению ККМ), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745, на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента (Z-отчет).

Z-отчеты, снятые с ККТ, являются основанием для совершения в Журнале кассира-операциониста соответствующих учетных записей.

Согласно Положению по применению ККМ контрольные ленты (Z-отчеты) должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.

Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.

Таким образом, отсутствие у организации отдельных Z-отчетов является правонарушением, предусмотренным ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган (должностному лицу) сведений, представление которых предусмотрено законом.

Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:

- на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;

- на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

Впрочем, возможные неприятности налогоплательщиков этим не исчерпываются, так как налоговые органы убеждены, что за отсутствие Z-отчетов ответственность наступает не по ст. 19.7 КоАП РФ, а по ст. ст. 15.6 и 19.4 КоАП РФ (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 12.01.2006 № 22-12/1144).

Напомним:

- ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и влечет наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб.;

- ст. 19.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 1000 до 2000 руб.

Более того, в указанном Письме налоговики предлагают в случае отсутствия Z-отчетов применять помимо норм КоАП РФ также и ст. 126 НК РФ.

Однако с этим мнением налоговых органов можно поспорить.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленные сроки запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом п. 1 ст. 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Между тем Положение по применению ККМ, которым предусмотрены применение контрольных лент и их хранение (п. 11), не относится к законодательству о налогах и сборах.

Таким образом, обязанность налогоплательщика представлять Z-отчеты законодательством о налогах и сборах не установлена. И значит, для применения мер ответственности, предусмотренных п. 1 ст. 126 НК РФ, правовых оснований не усматривается.

Данный вывод справедлив и для применения ст. 15.6 КоАП РФ.

Однако если вы решили отстаивать именно эту позицию, то высока вероятность перенесения спора с налоговыми органами в судебные инстанции.

3. Кассир-операционист должен вести Журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 в составе Унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций с применением ККМ, по каждой контрольно-кассовой машине.

Наказание за нарушение порядка ведения кассовых операций предусмотрено ст. 15.1 КоАП РФ.

Налагать штрафы за нарушения порядка ведения кассовых операций имеют право органы внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ) и налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

Однако применение штрафа за ошибки, допущенные в Журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4), ст. 15.1 КоАП РФ не предусматривает.

Таким образом, наличие ошибок в Журнале кассира-операциониста не является основанием для применения ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ.

Данная позиция подтверждается и арбитражной практикой (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2005 № А56-9691/2005).