1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 8568

Жалобу можно подать и при отсутствии мотивированного решения

Наша компания проиграла трудовой спор с работником в районном суде первой инстанции. Мы собираемся подавать кассационную жалобу на вынесенное решение. По закону это нужно сделать в течение десяти дней с даты принятия судом решения в окончательной форме. Но после судебного заседания прошло уже два месяца, а решения нет. Нас волнует, будет ли дата окончательного решения в нем написана, когда мы его получим? Если нет, то на какую дату ориентироваться для подачи жалобы в срок? На дату получения решения по почте? Может ли суд в таком случае вернуть нам жалобу, сославшись на то, что мы пропустили срок для обжалования?

Подобная ситуация достаточно распространена. Изготовление судебного решения в полном объеме с нарушением процессуальных сроков — обычное явление в судах общей юрисдикции. Посмотрим, какие последствия это может повлечь. Обратимся к нормам Гражданского процессуального кодекса о порядке принятия решения суда и составления его в окончательной форме.

Пробел в законодательстве

Решение суда состоит из нескольких частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной (ст. 198 ГПК РФ).

Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. При этом в судебном заседании, которым закончилось разбирательство дела, суд обязан объявить резолютивную часть решения. Составление же мотивированного решения может быть отложено не более чем на пять дней с даты окончания разбирательства дела (ст. 199 ГПК РФ).

При объявлении в судебном заседании только резолютивной части решения суда председательствующий обязан разъяснить, когда лица или их представители, участвующие в споре, смогут ознакомиться с мотивированным решением (ч. 2 ст. 193 ГПК РФ).

В пункте 14 постановления от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» Пленум ВС РФ обращает внимание судов на необходимость строго соблюдать установленный ст. 199 ГПК РФ срок. Но на деле все обстоит иначе.

Как уже отмечалось, сроки изготовления окончательных решений нарушаются из-за высокой нагрузки на судей. Вполне объективная причина. Но ведь от срока составления мотивированного решения суда считается срок подачи жалобы на него. В частности, кассационная жалоба может быть подана в течение десяти дней с даты принятия решения судом в окончательной форме (ст. 338 ГПК РФ). При этом на основании ст. 214 ГПК РФ копии решения суда высылаются не позднее пяти дней с этого момента.

Кодекс умалчивает о том, что в судебном решении указывается дата его принятия именно в окончательной форме. В части 2 ст. 198 ГПК РФ определено, что в вводной части решения суда отражаются дата и место принятия решения суда. То есть речь идет о дате принятия решения именно в судебном заседании, которым закончилось разбирательство дела.

Таким образом, суд не обязан обозначать в окончательной форме решения дату его принятия. Поэтому по судебному решению невозможно определить, было ли оно принято в пятидневный срок, установленный в ст. 199 ГПК РФ. То есть при отсутствии в полученном решении даты его изготовления в окончательной форме лицо, намеренное его обжаловать, остается не извещенным о дате, от которой следует исчислять десятидневный срок для подачи кассационной жалобы.

Пути решения на практике

Обычно в подобной ситуации поступают так.

Чтобы не пропустить срок обжалования решения суда, в течение десяти дней с даты объявления резолютивной части решения в судебном заседании заявители подают так называемую краткую кассационную жалобу — без доводов. Поскольку мотивировочная часть решения суда на этот момент заявителю неизвестна, в ней отсутствуют основания, по которым он не согласен с вынесенным решением.

Между тем ГПК РФ требует в кассационной жалобе указывать основания, по которым заявитель считает решение суда неправильным (ч. 1 ст. 339). Без них подать жалобу невозможно. Более того, ч. 1 ст. 341 ГПК РФ обязывает суд оставлять без движения кассационную жалобу, не соответствующую данному требованию.

Тем не менее краткие кассационные жалобы суды принимают к рассмотрению. Судьи, понимая мотивы их подачи, учитывают, что такое действие лицо, участвующее в деле, предпринимает, чтобы добросовестно использовать свое процессуальное право на обжалование судебного решения. Этого от него требует ст. 35 ГПК РФ. После изготовления решения суда в окончательной форме подается полноценная кассационная жалоба.

Повторимся: ГПК РФ не предусматривает подачу краткой кассационной жалобы, поэтому подобная практика не основана на законе.

Таким образом, у заявителя есть только одна, основанная на нормах ГПК РФ возможность подать жалобу: в полном виде в соответствии с требованиями ст. 339 и 340 ГПК РФ в течение десяти дней с момента принятия решения суда в окончательной форме. Причем отсчет не может вестись с даты его получения лицом, участвующим в деле. ГПК РФ этого не предусматривает. Значит, дата принятия решения суда в окончательной форме и дата его получения нетождественны.

Следовательно, кассационную жалобу, поданную в течение десяти дней с момента получения судебного решения, суд может возвратить из-за того, что срок обжалования истек (п. 2 ч. 1 ст. 342 ГПК РФ).

Но этого можно избежать.

В этой же статье установлено, что кассационная жалоба возвращается лицу, подавшему ее, по истечении срока обжалования, если в ней не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

В силу ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Пропуск срока для подачи жалобы из-за нарушения процессуальных сроков изготовления решения суда в окончательной форме суд вправе признать уважительной причиной. Об этом говорится в п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.06.2008 № 12 «О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

Таким образом, в случае, когда кассационая жалоба не подана в десятидневный срок, есть только один выход: сразу после получения судебного решения по почте обратиться с кассационной жалобой в суд и ходатайствовать в ней к суду о восстановлении пропущенного срока.

Правда, суд может и не удовлетворить данное ходатайство. И сделать уже ничего будет нельзя.

Чтобы избежать таких ошибок, можно либо использовать характерный для сегодняшней практики способ реализации своих прав и подать краткую кассационную жалобу, либо, не дожидаясь получения решения по почте, узнать день принятия решения суда в окончательной форме в канцелярии суда, в которую решение сдается для его высылки сторонам спора. Получив его копию на руки, нужно составить и подать кассационную жалобу в десятидневный срок.

Для этого необходимо периодически обращаться в канцелярию суда для уточнения даты передачи ей решения по делу для отправки участникам процесса и возможности ознакомления с ним.

Можно предположить, что если эти меры не помогут и о дне принятия решения суда в окончательной форме оперативно узнать не удастся, то, получив решение позднее (о чем, в частности, будет свидетельствовать почтовый штемпель на конверте) и подав жалобу с просьбой восстановить срок, суд учтет факт принятия указанных мер, оценив уважительность причины пропуска срока, установленного ст. 338 ГПК РФ.

К сведению

На решение районного суда в качестве суда первой инстанции по трудовому спору подается именно кассационная жалоба (ст. 336 ГПК РФ). В апелляционном порядке по действующему законодательству могут быть обжалованы только решения мировых судей.