1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1059

Учет отраслевой специфики: ПБУ или инструкция?

Необходимо ли на угольном разрезе при учете затрат на производство для целей бухгалтерского учета руководствоваться Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца), утвержденной Минтопэнерго России 25 декабря 1996 г., или достаточно действующих ПБУ?

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете), устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ (ст. 3 Закона о бухгалтерском учете).

Нормы Закона о бухгалтерском учете распространяются на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 1 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете).

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Оно наделило Минфин России полномочиями по утверждению порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 5.2.21 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).

Разрабатывать и утверждать нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета могут только органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, при этом они не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России (п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете).

Правительство РФ не наделяло Минэнерго России (бывшее Минтопэнерго) полномочиями по регулированию бухгалтерского учета (раздел II Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400).

В то же время Мерами по реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, одобренными Правительством РФ письмом от 13.04.2001 № КА-П13-06573, предусмотрено утверждение отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности, исполнителем которых в первую очередь должны быть федеральные органы власти, осуществляющие оперативное управление отраслями экономики России.

Минфин России считает, что до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов, организации для целей учета фактических затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирования себестоимости продукции следует руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) в части, не противоречащей действующим ПБУ (письма Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» и от 05.12.2002 № 04-02-06/1/155).

Арбитражные суды при принятии решений также нередко руководствуются положениями отраслевых инструкций по учету затрат и калькулированию себестоимости, ссылаясь на письмо Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2006 № Ф04-6616/2006(27128-А27-31) и Московского округа от 12.11.2009 № КА-А40/11761-09-П-2).

Таким образом, при учете затрат на производство для целей бухгалтерского учета на угольном разрезе надлежит руководствоваться действующими нормами ПБУ. При этом положения Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца), утвержденной Мин-
топэнерго России 25 декабря 1996 г., вам следует использовать в части, не противоречащей действующим ПБУ и методическим указаниям, утвержденным Минфином России.