1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 913

Алкогольные вопросы

В редакции прошла интернет-консультация на тему «Вопросы правоприменения ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». На вопросы читателей отвечает Владислав Викторович СПИРИН, заместитель начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ.

Ин­дивидуаль­ный предпри­ниматель про­дает через магазин товары в роз­ницу, в том чис­ле и алкогольные напит­ки (пиво, вино, вод­ку, коньяк). Ли­цен­зия на осу­ществ­ление роз­нич­ной про­дажи алкогольной про­дук­ции с содер­жанием этилового спирта до и более 13% объ­е­ма готовой про­дук­ции получена 12.11.2004. Срок дей­ствия лицен­зии — 3 года.

1. Имеет ли он пра­во реа­лизовывать алкогольную про­дук­цию до окончания сро­ка лицен­зии?

2. Ка­кой алкогольной про­дук­цией мож­но будет тор­говать индивидуаль­ному предпри­нимателю пос­ле вступ­ления в силу попра­вок в ФЗ «О государ­ствен­ном регулировании про­извод­ства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей про­дук­ции»?

3. Что делать с остат­ками нереа­лизован­ной алкогольной про­дук­ции, которой нельзя будет тор­говать с 01.07.2006? (г. Мо­сква)

1.От­носительно ограничения дей­ствия лицен­зий на роз­нич­ную про­дажу алкогольной про­дук­ции, выдан­ных индивидуаль­ным предпри­нимателям, срок дей­ствия которых не истек до 1 июля 2006 года, нуж­но отметить сле­дующее.

Со­гласно положениям Фе­дерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ «О вне­сении изменений в Фе­деральный закон «О государ­ствен­ном регулировании про­извод­ства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей про­дук­ции» и о при­зна­нии утратив­шими силу отдельных положений Фе­дерального закона «О вне­сении изменений в Фе­деральный закон «О государ­ствен­ном регулировании про­извод­ства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей про­дук­ции» (далее — За­кон № 102-ФЗ) с 1 ян­варя 2006 года вступают в силу положения ст. 1, 16 Фе­дерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государ­ствен­ном регулировании про­извод­ства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей про­дук­ции», сог­лас­но которым роз­нич­ная про­дажа алкогольной про­дук­ции будет осу­ществ­ляться только организациями при наличии соответ­ствующих лицен­зий.

Та­ким образом, лицен­зии на роз­нич­ную про­дажу алкогольной про­дук­ции, выдан­ные индивидуаль­ным предпри­нимателям, срок дей­ствия которых не истек до 1 июля 2006 года, должны быть аннулированы пос­ле 1 июля 2006 года.

2. Со­гласно ст. 1 и 2 Фе­дерального закона от 22.11.95 №-171-ФЗ ука­зан­ный За­кон не рас­про­страняется на обо­рот (в том чис­ле роз­нич­ную про­дажу) пива. Та­ким образом, ограничений роз­нич­ной про­дажи пива индивидуаль­ными предпри­нимателями, в том чис­ле и пос­ле 1 июля 2006 года, не пре­д­у­смо­т­рено. При этом сле­дует отметить, что ука­зан­ный вид деятельности (роз­нич­ная про­дажа пива) не под­лежит лицен­зированию.

3. Со­гласно гра­ж­дан­ско­му законодательству иму­щество индивидуаль­ного предпри­нимателя яв­ляется иму­ществом физическо­го лица (гра­ж­данина), зарегистрирован­ного в качестве индивидуаль­ного предпри­нимателя и осу­ществ­ляющего предпри­нимательскую деятельность. По неиспол­нен­ным обязательствам гра­ж­данин несет ответ­ствен­ность всем сво­им иму­ществом, в том чис­ле используе­мым в предпри­нимательской деятельности.

Та­ким образом, алкогольная про­дук­ция, при­над­лежащая индивидуаль­ному предпри­нимателю на пра­ве соб­ствен­ности, может быть вне­сена в качестве взноса в устав­ный капитал общества с ограничен­ной ответ­ствен­ностью. При этом За­кон об ООО пре­д­у­сма­т­ривает соз­дание общества, уча­стником которого яв­ляется только одно лицо.

1. В связи с упразднением регио­нальных акциз­ных складов воз­никает воп­рос, мож­но ли алкогольную про­дук­цию, маркированную до 01.01.2006 в одном регио­не, реа­лизовывать в роз­ницу в дру­гом?

В соответ­ствии с Фе­деральным законом от 31.12.2005 № 209 алкогольная про­дук­ция, марки-рованная до 01.01.2006, может реа­лизовываться до 30.06.2006. Что делать с не реа­лизован­ной до ука­зан­ного сро­ка про­дук­цией (воз­вра­щать изготовителю для новой оклей­ки)?

2. Бу­дет ли про­длен срок реа­лизации про­дук­ции, маркированной до 01.01.2006, в связи с сезон­ным завозом в рай­оны Край­него Се­вера? (г. Крас­ноярск)

1. Фе­деральным законом от 31.12.2005 № 209-ФЗ «О вне­сении изменений в Фе­деральный закон «О вне­сении изменений в Фе­деральный закон «О государ­ствен­ном регулировании про­извод­ства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей про­дук­ции» и о при­зна­нии утратив­шим силу отдельных положений Фе­дерального закона «О вне­сении изменений в Фе­деральный закон «О государ­ствен­ном регулировании про­извод­ства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей про­дук­ции» установ­лено, что роз­нич­ная про­дажа алкогольной про­дук­ции, мар­кирован­ной в установ­лен­ном поряд­ке до 31.12.2005 включительно, допус­кается до 30.06.2006 включительно.

С 1 ян­варя 2006 года отменена мар­киров­ка алкогольной про­дук­ции с содер­жанием этилового спирта более 9% объ­е­ма готовой про­дук­ции, про­изведен­ной на тер­ритории РФ, регио­нальными спе­циаль­ными мар­ками в силу За­кона № 102-ФЗ, а по натуральному вину — со дня офи­циаль­ного опубликования ука­зан­ного За­кона.

Фе­деральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государ­ствен­ном регулировании про­извод­ства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей про­дук­ции» не содер­жит ограничений на обо­рот (в том чис­ле роз­нич­ную про­дажу) в субъе­к­те РФ алкогольной про­дук­ции, мар­кирован­ной регио­нальными спе­циаль­ными мар­ками, при­обретен­ными в дру­гом субъе­к­те РФ.

Указан­ная позиция Минфина России доведена до ФНС России.

2. Во­про­сы про­дле­ния сро­ков реа­лизации алкогольной про­дук­ции, про­мар­кирован­ной в установ­лен­ном поряд­ке до 31.12.2005, обсуж­дают­ся в органах государ­ствен­ной вла­сти.

Прошу под­твердить необходимость пре­д­с­тав­ления пол­ного пакета докумен­тов для получения лицен­зии на оптовую про­дажу алкогольной про­дук­ции, если ком­пания получала подоб­ную лицен­зию менее двух лет назад. Нель­зя ли обойтись пре­д­с­тав­лением докумен­тов об уве­личении устав­ного капитала до десяти мил­лио­нов руб­лей и пла­теж­ным поручением об уплате лицен­зионного сбо­ра? (г. Ро­с­тов)

Со­гласно ст. 3 За­кона № 102-ФЗ организации, име­ющие лицен­зии на про­извод­ство и обо­рот этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей про­дук­ции на 01.01.2006, обязаны при­вес­ти свою деятельность в соответ­ствие с лицен­зионными тре­бованиями Фе­дерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государ­ствен­ном регулировании про­извод­ства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей про­дук­ции» и до 01.07.2006 оформить новые лицен­зии (за исключением лицен­зий на роз­нич­ную про­дажу алкогольной про­дук­ции).

Требования об обязательности перелицен­зирования до 01.07.2006 деятельности по про­извод­ству и обо­роту алкогольной про­дук­ции относят­ся в том чис­ле и к организациям, осу­ществ­ляющим деятельность по оптовой про­даже (поставке) алкогольной про­дук­ции и име­ющим лицен­зии на закуп­ку, хра­нение и поставки алкогольной про­дук­ции, срок дей­ствия которых до 01.07.2006 не истечет.

При этом пол­ный ком­п­лект докумен­тов (в том чис­ле копия докумен­та об уплате сбо­ра за выдачу лицен­зии и документ, под­твержда­ющий наличие оплачен­ного устав­ного капитала в раз­мере, установ­лен­ном законом) дол­жен быть предста­в­лен, ука­зан­ными организациями в лицен­зирующий орган до 01.07.2006 в поряд­ке, пре­д­у­смо­т­рен­ном ст.-19 Фе­дерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ.

Статьей 1 Фе­дерального закона от 31.12.2005 №-209-ФЗ определен перечень докумен­тов, которые необходимо предста­вить в государ­ствен­ный уполномочен­ный орган для при­обретения федеральных спе­циаль­ных марок. В частности, отчет об использовании ранее выдан­ных марок в установ­лен­ной Правительством РФ фор­ме.

В этой фор­ме име­ется гра­фа «Ко­личество уничтожен­ных марок (неиспользован­ных и повре­ж­ден­ных)», а так­же гра­фа «Ко­личество остав­ших­ся марок». По нашему мне­нию, име­ют­ся в виду мар­ки, при­год­ные для дальней­шего использования по назна­чению, то есть мар­ки не должны уничтожаться.

В то же вре­мя п. 3 Приложения 2 к Приказу Минфина РФ от 17.01.2006 № 9н определено, что получен­ные, но не использован­ные организацией мар­ки воз­вра­ту не под­лежат и уничтожают­ся в при­сут­ствии предста­вителя налогового органа.

Кроме этого, в государ­ствен­ный уполномочен­ный орган пре­д­с­тав­ляется обязательство об использовании при­обретае­мых марок в соответ­ствии с их назна­чением, а так­же документ, под­твержда­ющий обеспечение испол­нения этого обязательства в поряд­ке, установ­лен­ном Правительством РФ.

Времен­ным Регламен­том выдачи федеральных спе­циаль­ных марок, раз­работан­ным ФНС России, рекомен­дована фор­ма обязательства об использовании при­обретае­мых федеральных спе­циаль­ных марок в соответ­ствии с их назна­чением, в которой предпри­ятие должно использовать взятую пар­тию марок в определен­ный срок, ука­зывае­мый в обязательстве.

Все мар­ки, которые остались не использован­ными в этот срок по раз­лич­ным при­чинам (вне­зап­ные отключения элек­т­роэнер­гии, ава­рии, выход из строя обо­рудования, сбои в работе ЕГАИС и т. д.), нуж­но, по мне­нию налоговых органов на мес­тах, уничтожать, и на это количество марок сум­ма обеспечения перечис­ляется в Фе­деральное казна­чей­ство.

Долж­ны ли уничтожаться остав­шие­ся мар­ки, при­год­ные для дальней­шего использования в соответ­ствии с их назна­чением, при подаче заяв­ки на получение сле­дующей пар­тии марок? (г. Владимир)

В соответ­ствии с п. 2 ст. 12 Фе­дерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ при при­обретении федеральных спе­циаль­ных марок организации пре­д­с­тав­ляют в налоговый орган Обязательство об использовании при­обретае­мых марок в соответ­ствии с их назна­чением (далее — Обязательство), а так­же документ, под­твержда­ющий обеспечение этого Обязательства.

В соответ­ствии с п. 4.1 По­с­танов­ления Правительства РФ «О мар­киров­ке алкогольной про­дук­ции федеральными спе­циаль­ными мар­ками» установ­лено, что обеспечение испол­нения Обязательства об использовании при­обретае­мых марок в соответ­ствии с их назна­чением осу­ществ­ляется спо­собами, пре­д­у­смо­т­рен­ными гра­ж­дан­ским законодательством.

При этом в слу­чае неиспол­нения организацией Обязательства денеж­ные средства, яв­ляющие­ся сум­мой обеспечения испол­нения Обязательства, перечис­ляют­ся в федеральный бюд­жет в раз­мере, кратном количеству федеральных спе­циаль­ных марок, по которому это Обязательство не выпол­нено.

Ор­ганизация вправе самосто­ятельно ука­зывать в Обязательстве срок использования федеральных спе­циаль­ных марок по их назна­чению: она должна сама определить срок, в течение которого все получен­ные по заяв­лению мар­ки будут нанесены на алкогольную про­дук­цию в установ­лен­ном поряд­ке и неиспользован­ные мар­ки будут уничтожены.

Та­ким образом, нанесение федеральных спе­циаль­ных марок на алкогольную про­дук­цию пос­ле ука­зан­ного в обязательстве сро­ка или неуничтожение неиспользован­ных марок будет яв­ляться нарушением Обязательства. Де­неж­ные средства их обеспечения в раз­мере, кратном количеству федеральных спе­циаль­ных марок, по которому это обязательство не испол­нено, перечис­ляют­ся в бюд­жет.

Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 9 определено, что неиспользован­ные мар­ки уничтожают­ся самой организацией, а не воз­вра­щают­ся для уничтожения в налоговый орган.

При этом слу­чаи обязательного уничтожения организациями федеральных спе­циаль­ных марок регулируют­ся нор­матив­но-пра­вовыми актами. В частности, п. 7 По­с­танов­ления Правительства РФ «О мар­киров­ке алкогольной про­дук­ции федеральными спе­циаль­ными мар­ками».