В условиях кризиса одним из инструментов оптимизации затрат на информационные технологии (ИТ) для многих компаний стал аутсорсинг. Хотя рынок аутсорсинговых услуг, как и все другие, не избежал экономических трудностей, аналитики все же предсказывают ему рост.
В начале 2009 г. свыше 70% отечественных компаний — потребителей услуг аутсорсинга ощутили на себе влияние кризиса, в 40% из них были сокращены ИТ-бюджеты, на 11% уменьшилась численность ИТ-персонала.
Тем не менее многие аналитики считают, что экономические проблемы приведут в 2009—2010 гг. к росту популярности ИТ-аутсорсинга как средства для снижения расходов на информационные технологии.
По словам Сергея Македонского, генерального директора компании «ИнфоМедиа», результаты исследования, проведенного по заказу НП «АСТРА», свидетельствуют о том, что темпы роста спроса на ИТ-аутсорсинг несколько снизятся. Но данный сегмент ежегодно будет расти. Прогнозируется, что рынок ИТ-аутсорсинга в 2009 г. составит порядка 900 млн долл., а рост сектора — приблизительно 16%, что почти вдвое больше роста российского ИТ-рынка в целом.
По данным Forrester Research, мировой рынок ИТ-услуг и аутсорсинга в 2009 г. достигнет почти 500 млрд долл. и составит около 30% всех расходов на информационные технологии.
Аутсорсинг обладает множеством достоинств. И это не только возможность снизить затраты на ИТ до 60% и повысить экономическую эффективность компании в целом. Это еще и оптимизация используемых активов, повышение прозрачности бизнес-процессов и структуры затрат, капитализация затрат (формирование сервисных активов) и др.
Вместе с тем нестабильная экономическая ситуация заставляет потребителей ИТ-услуг искать новые подходы к аутсорсингу. Борьба заказчиков за максимальное снижение издержек любыми возможными способами, несомненно, ставит аутсорсеров в сложное положение. Сомнительно, что за меньшие деньги они предоставят сервис лучшего качества. Стремление к экономии усложнит взаимоотношения и отразится на уровне удовлетворенности.
По мнению Алексея Алехина, исполнительного директора НП «АСТРА», примерно тот же эффект, что и аутсорсинг, позволяет получить инсорсинг. Однако его использование, хотя и при меньшем конфликте интересов «заказчик — исполнитель», приводит к более замедленным темпам процесса. Поэтому для развития аутсорсинга как эффективного бизнес-инструмента необходим диалог между заказчиками и поставщиками ИТ-услуг.
Среди всех факторов, тормозящих развитие российского рынка ИТ-аутсорсинга, лидирующие позиции занимают незрелость (32,5%) и непрозрачность (22,5%) самого рынка, а также отсутствие стандартов (17,5%) и низкий уровень подготовки (15%) руководства компаний заказчика. Это дополнительный аргумент для проведения диалога.
Нельзя игнорировать имеющиеся риски аутсорсинга, хотя в большинстве случаев они управляемы.
Так, риск потери контроля при передаче ИТ или какой-либо их части в аутсорсинг можно минимизировать надлежащим выбором модели сорсинга, выбором аутсорсера, грамотной проработкой договора на оказание услуг.
Риски остановки сервисов минимизируются выбором модели сорсинга и компании аутсорсера, а также страхованием и технологическим мониторингом.
Снижение или ликвидация рисков ухудшения (потери) качества требуют индивидуального подхода к каждому риску. Риски же расчетов минимизируются предварительным построением сервисной модели.
Несмотря на кризис, рынок ИТ-аутсорсинга в России объективно продолжает расти. Уже в 2010 г. будет преодолен знаковый для российского рынка рубеж в 1 млрд долл., что позволит этому сектору стать локомотивом выхода из кризиса всей ИТ-индустрии России. В случае развития культуры его использования в России этот инструмент может быть эффективен не только для отдельной компании, но и для всей страны за счет повышения внутреннего валового продукта и интеграции в глобальный сервисный рынок.
Крупнейшие заказчики ИТ-аутсорсинга, %
Промышленность и строительство |
22,6 |
Банки, страхование, лизинг |
16,4 |
ИТ, телеком |
15,7 |
Энергетика |
13,8 |
Нефтегазовая промышленность |
8,2 |
Потребительский рынок |
7,5 |
Госорганы |
4,4 |
Торговля |
4,4 |
Транспорт |
2,5 |
Медицина, фармацевтика |
1,9 |
СМИ |
1,3 |
Прочее |
1,3 |
Справка
Сорсинг — инструмент менеджмента, повышающий эффективность и маневренность управления за счет трансформации части бизнес-процессов предприятия и используемых ими активов в промежуточные коммерческие продукты с устойчивыми характеристиками, предоставляемыми внутренними или внешними провайдерами.