1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1939

К магазинам «Океан» решено приделать колеса

В Петербурге торжественно открылся специализированный магазин «Океан». Тем самым продолжает реализовываться разработанная Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) и одобренная Правительством РФ концепция воссоздания розничной торговой сети «Океан» (старый советский бренд), специализирующейся на реализации рыбной продукции.

«Правительство Петербурга подписало соглашение с Федеральным агентством по рыболовству на открытие сети магазинов „Океан“, — заявила губернатор Валентина Матвиенко. — Наше главное условие: рыба должна быть доступна широким слоям населения. И мы готовы поддерживать компании, которые намерены участвовать в этом проекте, создавать комфортные условия для их успешной работы».

Доказательствовреда конкуренции

Любопытно, что директор нового магазина Максим Акулович является одновременно гендиректором рыбоводческого хозяйства «Ладожская форель». «Мы открыли свой бизнес три года назад, выращиваем форель и сига, — поясняет предприниматель. — Реализовывать продукцию через свой магазин для нас выгодно: можно иметь высокий товарооборот за счет низкой цены. Я уверен, что покупатели очень скоро оценят качество. Ведь эта рыба была выловлена сегодня ночью, а утром она уже на прилавке».

Фактически речь идет не о создании торговой сети в классическом понимании данного термина. То есть не о торговой организации, чьи представители отбирают продукцию для продажи на своих прилавках в ходе организации ими жесткой конкуренции между поставщиками, когда на реализацию берется при прочих равных условиях самый дешевый товар. Имеется в виду некая артель (в Питере, например, «Ладожская форель»), которая получает свою торговую точку в городе, куда, конечно, конкурентов ни за что не пустит. Покупателей попытаются убедить, что рыбка продается практически без всякой выгоды, не корысти ради, а исключительно для реализации федеральной программы и что вовсе не конкуренция обеспечивает разумное соотношение спроса и предложения.

Руководитель рыбного ведомства Андрей Крайний говорит, что в текущем году в России создано 14 магазинов «Океан» — в Москве, Архангельске, Мурманске, Таганроге, Ростове-на-Дону.

По словам А. Крайнего, «стоимость рыбы в этих магазинах находится у нижней границы рыночных цен. В частности, цена на кильку — 35 руб. за 1 кг, мойву — 48 руб., минтай — 68 руб., в то время как в сетях в Москве цена за него достигает 230 руб.».

Не уточняется, какой именно минтай и с каким (филе или необработанные тушки, к примеру) сравнивается. Эксперты и авторы «ЭЖ» пока не отметили ни в Москве, ни в других городах наплыва покупателей в «Океан», пободного тому, который наблюдается в классические торговые сети со стороны горожан, быстро вкусивших радость низких цен за приемлемый товар.

Потребление рыбы на душу населенияв год , кг

Япония

64,7

Норвегия

47,4

Китай

25,7

США

22,6

Россия

12,8

Источник: Росрыболовство

Полтора хвоста хека

«Я очень сомневаюсь в реализации данной концепции», — говорит аналитик ИК RMG Екатерина Андриянова. По ее словам, «есть общие сомнения на рынке, что специализированные магазины смогут конкурировать с крупными сетями». Кроме того, эксперта удивил заявленный оборот одного магазина на уровне 4 млн руб. в месяц: «Они хотят по одной рыбе получить оборот, сопоставимый с оборотом топовой розничной сети? Сомнения вызывает и заявленная доходность в 8,7%».

Противоположного мнения придерживается директор по маркетингу исследовательской компании Infowave Петр Манько: «Ситуация на рынке благоприятствует открытию специализированных магазинов, уже есть примеры мясных и овощных лавок, магазинов пива, пекарен».

Гендиректор управляющей компании «Система» Евгения Якушина считает, что «создание новой сети специализированных магазинов переворота на рынке не произведет. Эта инициатива хороша в качестве дополнительного плюса в копилку антикризисных мер. И сеть должна управляться частным бизнесом. Если собственником будет государство, идея обречена — мы увидим на прилавках „Океана“, как в советские времена, полтора хвоста хека. Государство может участвовать в этой компании по-другому — предоставить налоговые льготы. Это особенно актуально в условиях кризиса».

Таблица

Улов рыбы и добыча других морепродуктов

Сентябрь 2009 г.

Январь — сентябрь 2009 г.

тыс. т

в % к

в % к

Сентябрю 2008 г.

августу 2009 г.

к январю сентябрю 2008 г.

Улов рыбы и добыча других морепродуктов

326

99,3

72,2

112,8

Источник: Росстат

Полевые пункты продаж

Росрыболовство уже столкнулось с определенными трудностями в реализации проекта «Океан» в ряде регионов, в частности в вопросах предоставления помещений на льготных условиях. И глава ведомства недавно сообщил, что принято решение организовать торговлю рыбой в Москве и Петербурге в передвижных киосках. Причем цены там, обещает А. Крайний, будут в два раза ниже рыночных. По его словам, одна из московских компаний готовит к выводу на данный момент 300 передвижных таких магазинов, в них «будет продаваться свежая, охлажденная, замороженная рыба и готовые блюда из рыбы». Первые точки в столицах появятся до конца текущего года.

Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев сомневается, что в передвижных киосках цены будут вдвое ниже рыночных. Проблема не в том, с колес продавать рыбу в столице или иначе, а в том, как ее доставлять в Москву и другие города и не испортить по дороге. По данным Г. Зверева, из рекордных 520 000 т улова в эту путину в Центральный регион железнодорожники отгрузили максимум 100 000 т лосося. «За лето прошло всего 11 скоростных поездов с рыбой, РЖД не смогли поставить рефрижераторные секции в начале сентября», — говорит Г. Зверев. Кроме того, поздно были введены пониженные тарифы для перевозки рыбы. «Эту путину мы упустили», — утверждает Г. Зверев.

Справка

Концепция возрождения работавших в советское время магазинов «Океан» предполагает, что цены в них должны быть на 30—40% ниже среднерыночных за счет прямых поставок от производителей и минимальных арендных платежей. Ценообразование будет контролироваться субъектами РФ, а весь проект будет осуществляться за счет усилий бизнеса и административной поддержки. Магазины появятся во всех городах-миллионниках и прибрежных городах. Инвестиции в один магазин «Океан» составят около 6 млн руб., при этом площадь каждого объекта составит 300—400 кв. м. В 2010—2012 гг. должно быть открыто 250 магазинов в 47 регионах. Управлять ими будет специальная государственная компания. В итоге Росрыболовство рассчитывает обеспечить дополнительный объем закупок рыбной продукции у отечественных производителей в размере более 120 000 т, увеличить оборот в отрасли более чем на 10,5 млрд руб., а также повысить потребление рыбопродукции населением на 1,5 кг на человека в год.