Кадры для обществ взаимного страхования: требования снижаются

| статьи | печать

Руководителям и главным бухгалтерам обществ взаимного страхования разрешили иметь любое высшее образование, а не только экономическое или финансовое. Федеральный закон от 30.10.2009 № 243-ФЗ, который вносит соответствующие изменения в ст. 32.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», вступит в силу 14 ноября 2009 г.

Действующие требования к квалификации участников страхового дела довольно жесткие. Руководители всех субъектов страхового дела обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное соответствующим документом, а также стаж работы в сфере страхового дела или финансов не менее двух лет. Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации или брокерской организации, зарегистрированных на территории России.

В декабре 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании», которым законодательно установлен новый вид страхования — взаимное. Страхование имущественных интересов членов общества осуществляется на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования (ОВС) необходимых для этого средств. Такие организации являются некоммерческими и занимаются лишь взаимным страхованием имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков.

С вступлением в силу данного закона на указанный вид страхования автоматически распространились требования к квалификации руководителя и главного бухгалтера, что создало множество трудностей для его осуществления. Ранее созданные общества столкнулись с проблемой получения лицензии, так как уволить «неквалифицированное» руководство нельзя, Трудовой кодекс РФ не содержит соответствующего основания для этого. Да и стаж работы руководителей и главбухов в подобных обществах не учитывался как работа в страховых компаниях. Специфика вновь созданных обществ такова, что у них просто нет источников на оплату высококвалифицированных специалистов.

Для стимулирования развития взаимного страхования, которое, по мнению законодателей, призвано удовлетворять потребности в страховой защите социально незащищенных слоев населения, вновь образованных предприятий, в том числе малого предпринимательства, было принято решение снизить квалификационные требования к руководителям и главным бухгалтерам таких компаний.

Для руководителей ОВС теперь будет обязательно любое высшее образование, подтвержденное соответствующим документом, признаваемым в России, а также стаж работы в страховой, перестраховочной организации, ОВС и (или) в сфере финансов не менее двух лет. Для бухгалтеров ОВС обязательно высшее образование, подтвержденное соответствующим документом, а также стаж работы по экономической специальности или на должности, требующей знания бухгалтерского учета, не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, ОВС и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории России.