Конкурентный передел

| статьи | печать

С 23 августа 2009 г. меняются правила свободной конкуренции. Начинают действовать поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), принятые федеральными законами от 17.07.2009 № 164ФЗ и № 173ФЗ. Нововведения разные: одни призваны усилить контроль монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, другие — облегчить жизнь бизнесу.

Федеральным законом от 17.07.2009 № 173ФЗ расширен перечень субъектов, с которыми договоры о переходе прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества могут заключаться без проведения торгов, конкурсов и аукционов. Так, освобождены от антимонопольных процедур государственные и муниципальные учреждения, госкорпорации и госкомпании, адвокатские, нотариальные, торгово­промышленные палаты, образовательные учреждения. В категорию счастливчиков попали и лица, владеющие сетью инженерно­технического обеспечения.

До 1 июля 2015 г. также продлен срок, в течение которого определенным категориям малого и среднего бизнеса разрешается заключать договоры аренды государственного или муниципального имущества на новый срок без проведения конкурсов или аукционов.

Федеральный закон от 17.07.2009 № 164ФЗ (далее — Закон № 164ФЗ) содержит несколько важных изменений. Например, меняются терминология (теперь она соответствует европейской практике), порядок предоставления государственной и муниципальной помощи, функции и полномочия антимонопольного регулятора, механизмы госконтроля экономической концентрации, правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Остановимся на наиболее значимых моментах, которые придется учитывать участникам рынка. К числу последних отнесены лица, совместно владеющие более 50% голосующих акций (долей) хозяйственного общества (товарищества), составляющие группу лиц. Это одно из новшеств, появившихся в ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Ценовой критерий

Уточнен порядок определения монопольно высокой (низкой) цены товара (услуг и работ). Напомним, что Закон о защите конкуренции запрещает тем, кто занимает доминирующее положение на рынке, завышать или занижать цены на производимые и реализуемые товары.

Прежнее определение цены не позволяло использовать затратный критерий, отражающий реальную стоимость товара. Теперь этот недостаток исправлен: согласно новым редакциям ст. 6 и 7 Закона о защите конкуренции стоимостная оценка конкурентной цены, в частности, будет зависеть от затрат производителя и заложенной им доли прибыли.

Доступ на рынок

Созданы дополнительные барьеры для естественных монополий. Правительство РФ будет определять правила недискриминационного доступа на товарные рынки, а также к товарам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий. При этом Закон № 164ФЗ четко ограничил круг вопросов, по которым правительство может принимать решения (перечислены в статье 10 обновленного Закона о защите конкуренции).

Так, будут разработаны перечень товаров, поставляемых субъектами естественных монополий, информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и (или) доступа на товарный рынок. Появится порядок раскрытия этой информации, в том числе, о товарах естественных монополистов, стоимости этих товаров и размере платы за доступ на товарный рынок, возможном объеме производства или реализации этих товаров, о технических и технологических возможностях предоставления этих товаров.

Конкурентная вертикаль

Закон о защите конкуренции содержит перечень соглашений и согласованных действий, безусловно запрещенных вне зависимости от того, конкурируют ли стороны соглашения (участники согласованных действий) на соответствующем товарном рынке. Так, запрещены соглашения (согласованные действия) между хозяйствующими субъектами, приводящие или способные привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) и пр.

Законодатель решил исключить ситуации, когда соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами на рынке, формально подпадают под безусловный запрет, но не приводят к негативным последствиям на рынке. Теперь запреты, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, не распространяются на «вертикальные» соглашения. Имеются в виду соглашения между неконкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых (потенциальный приобретатель) приобретает товар, а другой (потенциальный продавец) предоставляет его.

В то же время в этой статье установлены запреты для «вертикальных» соглашений, используемых доминирующими на рынке ритейлерами. «Вертикальные» соглашения (за исключением соглашений, признаваемых допустимыми в соответствии со ст. 12 Закона о защите конкуренции) запрещаются, если:

  • приводят (могут привести) к установлению цены перепродажи товара;
  • таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар конкурента для продажи. Запрет не действует для соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком (фирменным наименованием) продавца или производителя.

Получите преференции

На региональном и местном уровнях сегодня применяется практика неформальных преференций бизнесу. Административный ресурс стал неотъемлемой частью конкуренции, что ограничивает позитивную роль справедливого состязания и завышает издер­жки общества и бизнеса.

Закон № 164ФЗ ужесточил требования к действиям органов власти и ввел запрет на предоставление государственной и (или) муниципальной преференции. Это понятие пришло на смену понятию государственной и (или) муниципальной помощи. Суть определения не изменилась, добавились только имущественные льготы, которые может получить хозяйствующий субъект в результате решений или действий гос­органа. Теперь они рассматриваются в качестве преференций. Уточнены основания и правила предоставления разрешенных государственных и муниципальных преференций, а также порядок получения органами власти разрешения антимонопольного органа на их предоставление. Расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно получить преференцию. В частности, на нее может рассчитывать бизнес, способствующий развитию образования, науки, искусства, физической культуры, спорта, охраны труда и здоровья граждан. Перечень открыт и в перспективе может быть дополнен.

Как и прежде, преференции предоставляются с предварительного согласия антимонопольного органа, кроме случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции. К случаям, когда предварительное согласие не требуется, отнесен еще один: если размер предоставляемой финансовой преференции не превышает установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юрлицами по одной сделке (сейчас — 100 тыс. руб.) и если такая преференция предоставляется не чаще одного раза в год.

В списке документов, которые лицо, претендующее на преференцию, направляет в антимонопольный орган, появились нотариально удостоверенные копии учредительных документов, а сам список стал закрытым.

Срок, отведенный антимонопольному регулятору для рассмотрения и принятия решения о предоставлении преференции или об отказе в ней, составит месяц (вместо двух).

Проверки

Уточнены полномочия антимонопольного органа по проведению проверок органов госвласти и участников бизнессообщества, конкретизированы действия проверяющих, в частности, по фиксации и документальному закреплению доказательств, подтверждающих нарушение.

В Закон о защите конкуренции введена ст. 25.1. В ней приведен порядок инициирования и проведения проверок, о которых проверяемый уведомляется за три рабочих дня — при плановой проверке или за 24 часа — при внеплановой.

Антимонопольному органу предоставлены широкие полномочия, в том числе право доступа и осмотра территории и помещения проверяемого (в его жилище доступ запрещен). Проверяющие могут прийти в любую организацию (коммерческую и некоммерческую), к предпринимателю, а также в органы власти, если имеются сведения о нарушениях или проверка плановая. Основанием для ее проведения является истечение трех лет со дня:

  • создания организации, госрегистрации индивидуального предпринимателя;
  • окончания предыдущей плановой проверки.

В отношении НКО проверка возможна только по некоторым основаниям. Например, при осуществлении предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов.

Концентрация

Статья 27 Закона о защите конкуренции позволяет только с предварительного согласия антимонопольного органа совершать ряд действий, влекущих за собой возможность монополизации, например создание и реорганизацию коммерческих компаний. Теперь в ч. 4 ст. 27 данного закона расширен и более четко сформулирован перечень оснований, разрешающих совершать сделки без предварительного согласия антимонопольного органа. Исключена необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков и не имеющих производственного назначения зданий, строений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Повышены пороговые значения активов и оборота компаний, при достижении которых нужно предварительное согласие антимонопольного органа на сделки и иные действия или его уведомление — с 3 млрд до 7 млрд руб. и с 6 млрд до 10 млрд руб. соответствеено. Это должно существенно снизить административную нагрузку на средний бизнес.