1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2677

Доходы падают, потребительский настрой растет

Очередное обследование Росстата обнаружило в II квартале этого года перелом в потребительских ожиданиях населения. Они пошли в рост.

В последнем квартале прошлого года и в первом нынешнего индекс потребительской уверенности россиян падал почти отвесно: с +1 до –35%. Но в II квартале настрой потребителей наконец пошел в гору — индекс поднялся на 3 п.п. Однако компаниям, работающим на потребительский рынок, вожделенно потирать руки пока рано: рост потребительской уверенности вызван не текущими реалиями, а надеждами на улучшения в экономике страны и личном благосостоянии в годичной перспективе.

Так, индекс произошедших изменений в экономике страны поправился в прошлом квартале только на 2 п.п., до –53%, а индекс ожидаемых изменений через год подскочил на 12 п.п., до –15%. Еще разительнее расхождения в оценке личного материального положения: хотя индекс произошедших изменений в II квартале продолжил уверенное падение с –25 до –32%, индекс ожидаемых изменений «повеселел» на 11 п.п., до –15%. Очевидно, свое светлое будущее россияне крепко связывают с надеждами на выздоровление экономики.

Пока же их реальное потребительское настроение хорошо отражают индексы благоприятности условий для крупных покупок (–45%) и благоприятности условий для сбережений (–60%): сберегать большинству нечего, делать дорогие покупки не на что. Правда, по сравнению с I кварталом эти индексы после полугодового падения остались прежними. Уже хорошо.

Кстати, может быть, кого-то утешит, что в 14 странах Евросоюза индексы потребительской уверенности еще ниже, чем у нас. Например, в Болгарии (–49,3%), Венгрии (–65,3), Германии (–34,6), Греции (–51,1), Испании (–38,8), Португалии (–46,5), Франции (–33,2%).

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ,

% к общему числу респондентов, делающих сбережения

II квартал

2009 г.

I квартал

2009 г.

II квартал 2008 г.

Лечение

29,1

29,2

10,9

Покупка недвижимости

23,4

24,4

16,0

Образование (включая обучение детей)

15,0

13,9

10,3

Благоустройство жилья, покупка автомобиля,
отдых, торжества

17,4

15,1

39,5

На старость, на черный день и др.

13,2

15,6

15,5

Помощь родным и близким

1,9

1,8

7,8