Президент принялся за закупки

| статьи | печать

Президент Дмитрий Медведев дал указание Минэкономразвития, ФАС и прокуратуре обеспечить достоверность информации, размещаемой на сайте www.zakupki.gov.ru, и доложить о проделанной работе в октябре. Так глава государства отреагировал на жалобы предпринимателей, поступающие к нему через Интернет.

На официальный портал www.zakupki.gov.ru со всей страны стекается информация о товарах и услугах, которые госорганы различных уровней собираются закупить у частных и державных предприятий.

На сайте расположена поисковая машина, позволяющая потенциальным поставщикам найти товар, заказанный госведомствами, которые по закону обязаны размещать здесь информацию о нем. По закону обязаны, но прописать название, например, лекарства или оборудования можно и на латинском языке. В результате предприниматель, забивший в «поисковик» русское название, не увидит искомый товар никогда. Зато любезная сердцу и карману чиновника фирма без труда выиграет тендер на его поставку, не утруждая себя соперничеством с назойливыми конкурентами.

Узнав о столь простом, но эффективном способе мошенничества от посетителей своего блога, президент Дмитрий Медведев и поручил Минэкономразвития, ФАС и прокуратуре навести порядок.

Выглядит это едва ли не торжеством современных технологий над взяточниками, мздоимцами и очковтирателями.

Однако на практике замеченное Д. Медведевым чиновничье ухищрение по смене кириллицы на латиницу — лишь небольшая часть, верхушка айсберга коррупции, которая процветает при госзакупках.

Большинство махинаторов вообще не утруждают себя сложностями перевода на иностранные языки русских названий товаров и услуг. Надежнее на этапе проведения тендера предложить через аффилированную фирму изделия по искусственно заниженной цене, а затем в процессе реализации госконтракта под разными предлогами увеличить ее в несколько раз.

Нередко организаторы торгов прописывают конкурсную документацию так, что под ее условия подходит только одна компания — «своя». Либо лот формулируется таким образом, что претендовать на него может лишь заранее подготовленное предприятие. Известен пример, когда главврач больницы организовал конкурс на поставку сложного реанимационного оборудования и зеленки в одном лоте, причем в сжатые сроки. И независимый производитель этой техники не смог принять участие в тендере, потому что не успел вовремя купить партию зеленки.

Главная же проблема государственных сайтов, считает гендиректор Межотраслевой торговой системы «Фабрикант.ру» Дмитрий Мишутин, в другом. Они являются, по сути, информационными порталами, на которых всего лишь анонсируются сами торги. А процесс проведения торгов и реализации госконтрактов не становится прозрачным для его участников и контролирующих органов.

Сегодня назрела необходимость внедрить в сферу госзакупок механизм электронных торгов, позволяющих сделать открытым и понятным сам ход торгов и дальнейшую реализацию госконтрактов. Правительство, по оценке независимых экспертов, вполне может определить хотя бы часть номенклатуры госзаказа для размещения на электронных площадках, отвечающих жестким контрольным требованиям. Пока же многие существующие сайты госзакупок скорее напоминают электронную шапку для взяток.

Президент Д. Медведев еще не распорядился сделать прозрачным и подконтрольным обществу весь процесс закупок — от выбора поставщика до контроля соблюдения этим избранником принятых обязательств. Представители малого и среднего бизнеса, однако, выражают в беседах с «ЭЖ» надежду, что президент решится на это уже осенью. «Тогда он убедится, что вроде бы Минэкономразвития, ФАС и прокуратура проделали большую работу, а жалоб на президентском сайте меньше не стало, — говорят бизнесмены. — Хотя, конечно, можно и фильтр поставить на входящие к президенту сообщения...»

 

Избранне места из переписки бизнеса с президентом (орфография и пунктуация сохранены)

«...Если президент и его помощники запросят у Минфина, как выполняются бюджетные расходы, то, скорее всего, увидят, что основная масса денег так и лежит не потраченными, не дошедшими до исполнителей, которым сейчас очень нужны заказы. А в конце года чиновники в пожарном порядке, как все последние годы, будут тратить оставшиеся на балансе деньги, не заботясь ни о оптимальной цене, ни, тем более, о честных тендерах. Точнее чиновникам даже выгодно затягивать выполнение расходов, ведь тогда все ошибки и коррупционные подозрения можно списать на срочность».

«...Нужно, чтобы государство начало НАСТОЯЩУЮ борьбу с коррупцией и чиновника, который получил, например взятку, не прикрывали другие чиновники или для них это было опасно, так как и тебя могут проверить на коррупцию. А у нас, если у тебя есть связи ты можешь в наглую грести...» «Думаю госзаказ, это конечно же мера высокоэффективная в сегодняшних условиях, но радикальные тендеры очень категорично остановили развивающиеся производства. Считаю необходимым рассматривать регулируемые тендеры, они обеспечат широкую однородность экономики. При этом эта мера убедительно временная».

«А что? Замечательна коррупционная инициатива по тендерам. Сначала появятся люди которые эти тендеры будут дробить, потом комиссии которые будут принимать результаты такого дробления, потом надзорные комиссии и т.д и т.д. Вот вам и дополнительные расходы».

«...Коррупция, с которой у нас пытаются бороться, это обратная сторона сложности работы с государством».

«Наказать виновных в замещении кириллических знаков на латиницу на сайте госзакупок — ну, уволят системного администратора... ну, выговор сделают начальнику отдела. А необходимо было бы В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЗАКОНОВ провести проверку, где именно были замены, кто выиграл конкурсы, к чему это привело и к чему привело бы, если бы злоупотреблений не было. И тогда наказывать и исполнителей, и выгодоприобретателей (для последних действует уже УК), но только в рамках закона, а не как обычно — показательное выступление непонятно с каким результатом и для чего».