Возврат товаров: порядок отражения в бухгалтерском учете

| статьи | печать

Согласно договора на приобретение сотовых телефонов поставщику были возвращены 29 бракованных телефонов. Поставщик устранил дефекты и вернул 16 телефонов, а за 13 телефонов вернул деньги. Какие документы нужно оформить? Как правильно отразить это в бухгалтерском учете?

Возврат продукции после ее продажи может производиться в случаях, установленных законодательством РФ или предусмотренных договором, по которому осуществляется продажа.
Законодательством предусмотрен возврат товара ненадлежащего качества (бракованного). Общие требования, установленные российским законодательством в отношении качества товара и последствий передачи товара ненадлежащего качества, содержатся в главе 30 "Купля-продажа" ГK РФ. Cт. 469 ГК РФ установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору, либо при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара - товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется. В случае существенного нарушения требований к качеству товара или к качеству части товаров, входящих в комплект поставки, покупатель вправе отказаться от исполнения договора, т.е. возвратить весь товар или соответственно отказаться от исполнения договора в части и возвратить лишь ту часть товара, которая не соответствует условию о качестве (ст.475 ГК РФ). Из п.2 ст.475 ГК РФ следует, что покупатель может вернуть товар ненадлежащего качества после его приемки и оприходования на балансе, т.е. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Продавец отвечает за недостатки товара, которые возникли до его передачи покупателю, или по причинам, возникшим до этого момента. При этом покупатель должен доказать продавцу, что недостатки или причины, их вызвавшие, возникли до передачи ему товара продавцом (п.1. ст. 476 ГК РФ).
Если иное не установлено законом или договором купли-продажи, сроки предъявления требований, связанных с недостатками товара, устанавливаются ст. 477 ГК РФ. Так, согласно ст. 477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок или срок годности, покупатель вправе предъявить претензию продавцу в течение этого срока. В случае, когда на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, претензии могут быть предъявлены покупателем в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, если более длительный срок не установлен законом или договором купли- продажи.
Исходя из текста вопроса, покупатель - организация торговли. Для организаций торговли документальное оформление возврата товаров изложено в Методических рекомендациях по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.96 г. N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации). В соответствии с Методическими рекомендациями (п. 2.1.7) в случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт по форме N ТОРГ-2 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций") который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
Согласно п.2.1.9 Методических рекомендаций прием от покупателя товара ненадлежащего качества оформляется расходной накладной на возврат забракованного товара по форме N ТОРГ-12 в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету поставщика, другой вручается покупателю и является основанием для возврата ему денежной суммы за сданный товар.

Порядок отражения в бухгалтерском учете покупателя операций с недоброкачественными товарами зависит от момента обнаружения брака. Брак покупатель может обнаружить в момент приемки товара от поставщика или уже после после ее приемки и отражения в учете.
Рассмотрим ситуацию, когда покупатель обнаружил брак после оприходования товара.
При продаже товаров право собственности на продукцию, подлежащую исправлению, перешло к покупателю, следовательно, во время проведения работ по исправлению брака данная продукция должна учитываться у покупателя на отдельном субсчете счета 41 "Товары ненадлежащего качества".

При выявлении бракованной продукции после ее приемки, отражения в учете и до ее передачи в производство (до ее реализации), ее стоимость списывается на счета учета расчетов по претензиям в следующем порядке:

Д-т 41 К-т 60 - оприходована вся партия товаров, полученных от поставщика;
Д-т 19 К-т 60 - отражен НДС по оприходованным товарам;
Д-т 60 К-т 51 - оплачены поставщику полученные и оприходованные товары;
Д-т 68 К-т 19 - предъявлен к зачету НДС по оприходованному и оплаченному товару.
На основании акта о браке и накладной на возврат поставщику товара необходимо сделать следующие проводки:
Д-т 41 субсчет "Товары ненадлежащего качества" К-т 41 - отражена стоимость полученной от поставщика недоброкачественной продукции ;
Д-т 76 - К-т 41 субсчет "Товары ненадлежащего качества" - отражен возврат недоброкачественных товаров, которые не подлежат обмену;
Д-т 68 - К-т 19 - сторно - восстановлен НДС при возврате поставщику ранее оприходованного и оплаченного товара;
Д-т 76 - К-т 19 - отражена сумма НДС со стоимости возвращенной поставщику продукции, которая не подлежит обмену;
Д-т 41 - К-т 41 субсчет "Товары ненадлежащего качества" - отражена стоимость поступившей качественной продукции, по которой поставщик устранил дефекты;
Д-т 51 К-т 76 - возврат денег от поставщика за некачественную продукцию, которая не подлежит обмену.

Рассмотрим второй вариант, когда брак выявлен непосредственно при приемке товаров (в момент оприходования). В ходе приемки товара материально ответственным лицом покупателя в присутствии представителя поставщика обнаружены бракованные товары. К поставщику предъявлена претензия. Представитель поставщика выразил согласие с тем, что недостатки товара возникли по вине поставщика. Принято решение о возврате бракованного товара поставщику. Составлен и подписан представителями обеих сторон (поставщика и покупателя) акт о браке. Оформлена накладная на возврат бракованного товара поставщику. Остальной товар оприходован покупателем.
Указанные хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации- покупателя отражаются проводками:
Д-т 60 К-т 51 - произведена оплата поставщику за товар;
Д-т 41 К-т 60 - товар, соответствующий условиям договора оприходован на склад покупателя;
Д-т 19 К-т 60 - отражен НДС по оприходованному товару;
Д-т 41 К-т 60 - товар, по которому поставщик устранил дефекты на основании акта о браке оприходован на склад покупателя;
Д-т 19 К-т 60 - отражен НДС по оприходованному товару, по которому поставщик устранил дефекты;
Д-т 68 К-т 19 - зачтен НДС по оприходованному и оплаченному товару;
Дт.51 - Кт.60 - возврат денег от поставщика товара за 13 телефонов.