1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 12962

Считайте страховой стаж по новым правилам

В предыдущем номере мы уже рассказали вам о новом порядке оплаты больничных листов, действующем с 1 января 2007 г. Одним из важных элементов нового порядка является установление зависимости размера пособий не от непрерывного трудового стажа, как это было раньше, а от продолжительности страхового стажа.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам Минздравсоцразвития России утвердил Приказом от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила). Они применяются и к тем организациям, которые переведены на специальный налоговый режим (ст. 2 Федерального закона N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы...").
Рассмотрим порядок подсчета страхового стажа подробнее.

ПОНЯТИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА

Что же такое страховой стаж? Необходимо прежде всего определиться с термином.
Под страховым стажем подразумевается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Таким образом, страховой стаж работника - это периоды времени, в течение которых за него уплачивались страховые взносы и (или) налоги в ФСС России.
Обратите внимание! Для расчета пособий непрерывность страхового стажа не имеет никакого значения.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) назвал следующие периоды, которые следует включать в страховой стаж:
а) периоды работы по трудовому договору;
б) периоды государственной гражданской или муниципальной службы;
в) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ).
Правила расшифровывают п. "в" следующим образом (перечень не закрыт):
- периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 г. и после 1 января 2003 г., за которые уплачены платежи на социальное страхование;
- периоды деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 г., а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 г.;
- периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 г., а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 г.;
- периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
- периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 г.

* * *

Если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее шести месяцев, то пособие выплачивается ему в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статьи 7 и 11 Закона N 255-ФЗ, письмо ФСС России от 14.02.2007 N 02-13/07-721) <*>.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора (п. 6 Правил).

------------------------ 

<*> В настоящее время величина МРОТ составляет 1100 руб. (см. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"), с 1 сентября 2007 г. - 2300 руб.

ЧТО ТАКОЕ "ПЛАТЕЖИ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ"?

Под платежами на социальное страхование понимаются:
- за период до 1 января 1991 г. - взносы на государственное социальное страхование;
- за период с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2000 г. - страховые взносы в Фонд социального страхования РФ;
- за период после 1 января 2001 г. - налоги, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ (единый социальный налог, единый налог в рамках "упрощенки", ЕНВД, ЕСХН);
- за период после 1 января 2003 г. - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера в соответствии с Законом N 190-ФЗ (п. 3 Правил).

Обратите внимание! Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим (УСН, ЕНВД, ЕСХН), уплата налогов, зачисляемых в бюджет ФСС России, не признается уплатой страховых платежей за самих себя (п. 3 Правил).
Это связано с тем, что та часть "спецрежимных" налогов, которая зачисляется в ФСС России, представляет собой страховые платежи за наемных работников тех работодателей-предпринимателей, которые применяют специальные налоговые режимы (ст. 2 Закона N 190-ФЗ).
А на самих предпринимателей социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством распространяется в том случае, если они осуществляют за себя уплату страховых взносов в ФСС в размере 3,5% налоговой базы, определяемой для исчисления единого социального налога (ст. 3 Закона N 190-ФЗ).
Поэтому если индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы в ФСС России как застрахованное лицо за себя лично, то уплата таких взносов признается уплатой страховых платежей.
Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144 утвержден порядок добровольной уплаты страховых взносов в ФСС России отдельными категориями страхователей. Подпункт "б" п. 1 Правил распространяет действие этого Постановления и на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя лично.

КАК ПОДТВЕРДИТЬ СТРАХОВОЙ СТАЖ?

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, по-прежнему является трудовая книжка. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункты 8 и 24 Правил).
При отсутствии трудовой книжки в подтверждение периодов работы принимаются:
- письменные трудовые договоры;
- справки, выдаваемые работодателями или государственными (муниципальными) органами;
- выписки из приказов;
- лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 8 Правил).
Так, если гражданин не работал по трудовому договору и не находился на государственной службе, то за периоды времени, в течение которых он занимался иными видами деятельности, уплата платежей на социальное страхование подтверждается следующими документами:
а) за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) за период с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2000 г. - документами территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации;
в) за период после 1 января 2001 г. - документами колхоза, производственного кооператива, религиозной или иной организации (физического лица) об уплате за застрахованное лицо указанных налогов;
г) за период после 1 января 2003 г. - документами территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 4 Правил).
Обратите внимание! Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы) <*>.

ИСЧИСЛЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА

Исчисление периодов работы (службы, деятельности) застрахованного лица (работника) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил).

------------------------ 

<*> В случае если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15-е число соответствующего месяца (п. 27 Правил).

Пример.
В трудовой книжке указано, что работник начал свою трудовую деятельность с 22 января 2007 г.
В таком случае первым полным месяцем для страхового стажа считается период с 22 января 2007 г. по 20 февраля 2007 г. включительно, вторым полным месяцем считается период с 21 февраля 2007 г. по 22 марта 2007 г. включительно и т.д.
По общему правилу страховой стаж работника определяется при назначении пособия работодателем на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам) (п. 7 Правил).
Целесообразно определить приказом руководителя организации работника, ответственного за подсчет страхового стажа сотрудников. На наш взгляд, это может быть либо работник кадровой службы, где хранятся трудовые книжки, либо бухгалтер.

Пример.
С 1 августа 2006 г. в организацию был принят работник, который до этого момента в течение двух лет нигде официально не работал. В апреле 2007 г. этот работник заболел и принес в бухгалтерию больничный лист на период со 2 по 9 апреля 2007 г. (8 календарных дней). Расчетный период для оплаты больничного - с 1 августа 2006 г. по 31 марта 2007 г. Месячный оклад работника - 15 000 руб.
В трудовой книжке работника указано, что с октября 1995 г. по январь 2004 г. он работал на другом предприятии по трудовому договору.
По новым Правилам для расчета больничного листа учитываются периоды страхового стажа, "заработанные" ранее. Таким образом, страховой стаж работника - более восьми лет, следовательно, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% среднего заработка (п. 7 Закона N 255-ФЗ).
Определим средний дневной заработок работника:
15000 руб. х 8 мес. : 243 дня = 493,83 руб.
Сравним эту величину с максимальной величиной среднедневного заработка, установленной законодательством РФ. В апреле 2007 г. его размер составит 537,16 руб. (16 125 руб. : 30 календарных дней) <*>.
Средний дневной заработок работника организации не превышает лимит, установленный законодательством. Поэтому пособие рассчитывается из фактически начисленного дневного заработка работника.
По новым Правилам размер пособия за все дни временной нетрудоспособности составит 3950,64 руб. (493,83 руб. х 8 календарных дней).

------------------------ 

<*> См. статью 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год".

Напомним, что по старым правилам, действовавшим до 2007 г., при расчете больничного учитывался непрерывный трудовой стаж работника. Согласно этим правилам размер пособия по больничному листу не должен был бы превышать 60% среднего заработка работника (п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6).
В условиях нашего примера дневной заработок работника был бы равен 296,30 руб. (493,83 руб. х 60%), а размер пособия по временной нетрудоспособности составлял бы 2370,40 руб. (296,30 руб. х 8 календарных дней).

КОМУ ВЫГОДНО?

Очевидно, что учет страхового стажа при расчете указанных пособий более выгоден работникам (застрахованным лицам), нежели непрерывный трудовой стаж. Однажды набрав восемь лет страхового стажа (причем суммарного, а не непрерывного), работник на всю оставшуюся жизнь обеспечивает себе оплату больничных в размере 100% заработка.
При этом работник должен сам позаботиться о том, чтобы страховой стаж был подтвержден документально (см. выше), так как обязанности по сбору необходимых для подтверждения страхового стажа документов возлагаются на застрахованное лицо (т.е. на самого работника).
И здесь необходимо отметить следующее.
Очевидно, что процесс сбора необходимых документов для подтверждения страхового стажа может занять определенное время. И это может быть не неделя или две, а месяцы. Как быть в этом случае? Никаких официальных разъяснений по этому поводу нет. Поэтому, на наш взгляд, работник должен сдать больничный в бухгалтерию в общеустановленный в организации срок, а бухгалтер должен рассчитать его с учетом уже имеющихся в наличии документов.
Тем временем работник может делать запросы и собирать необходимые документы для расчета пособия с учетом дополнительного страхового стажа. После того как необходимые документы будут получены, бухгалтер должен сделать перерасчет. Если работодатель откажется делать перерасчет, работнику придется обратиться в суд.
На наш взгляд, чтобы не доводить дело до спора с работодателем в суде, работнику организации целесообразно заблаговременно (до наступления страхового случая) собрать все необходимые документы, подтверждающие его страховой стаж, и представить их в бухгалтерию организации.
Работодателям же имеет смысл проинформировать своих работников о новых правилах исчисления стажа для оплаты больничных листов, с тем чтобы они могли подготовить документы заранее.

А БЫЛИ ЛИ ВЗНОСЫ?

Признание периодов работы по трудовому договору входящими в страховой стаж работника вызывает следующий вопрос: а будет ли кто-то проверять, уплачивались ли страховые платежи за работника в те периоды времени, когда он работал в другом месте? На наш взгляд, ни работник, ни работодатель не должны, да и не смогут осуществлять такой контроль своими силами.
Как можно предположить, эти функции возьмет на себя ФСС России. Согласно п. 5 новых Правил, если у органа ФСС, осуществляющего назначение и выплату пособия, отсутствуют сведения об уплате страховых платежей за определенные периоды деятельности застрахованного лица, то такой орган должен сделать запрос непосредственно тому органу ФСС России, на счет которого производилась уплата страховых платежей в эти периоды времени.
И здесь нужно отметить следующее.
Если после того, как организация сдаст отчет в ФСС России, выяснится, что страховые платежи за определенный период времени за работника не уплачивались, то, скорее всего, ФСС не признает эту часть страхового стража. В результате работник утратит право на получение пособия в соответствующем размере.
Однако удержать с работника сумму излишне выплаченного пособия работодатель не имеет права. Это можно сделать только через суд, и то только в том случае, если судом будут установлены неправомерные действия со стороны работника (например, если он представил в организацию "липовую" трудовую книжку) (ст. 137 Трудового кодекса РФ).
Если со стороны работника никаких нарушений закона нет, но в период его работы у прежнего работодателя последний не уплачивал за него страховые платежи, то удержать с работника сумму излишне выплаченного пособия вряд ли получится. Придется работодателю отнести эту сумму за счет собственных средств.
Отметим также, что с точки зрения закона работник не должен страдать из-за неправомерных действий своих работодателей. Отношения по обязательному социальному страхованию у работника возникают с момента заключения трудового договора с работодателем, который как страхователь обязан уплачивать за работника в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подп. 4 п. 1 ст. 9, подп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Следовательно, если трудовая книжка не "липовая", но работодатель по каким бы то ни было причинам не перечислил взносы в ФСС, то работник в этом не виноват и такие периоды, по нашему мнению, все равно следует включать в страховой стаж. Но разбираться с этим, увы, придется в суде...