Почему Россия не стала Америкой

| статьи | печать

Текущий экономический кризис показал, что «золотой миллиард» долгое время жил не по средствам.

Несколько десятилетий подряд производство из «старых промышленных стран» планомерно переносилось международными корпорациями в страны с более дешевой рабочей силой. Потребление было ориентировано на богатые США и ЕС. Оказалось, что дешевая рабочая сила не всегда выгодна самому производителю.

Как отметил аналитик Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий, в связи с перемещением из стран Запада многих производств реальная зарплата в них неуклонно снижалась. Хорошие рабочие места в «первом мире» заменялись низкооплачиваемыми в странах периферии, где не имелось профсоюзов, социального и трудового законодательства. Во времена «социального государства» периода 1949—1973 гг. политика занятости, проводимая правительствами США и Европы, в сочетании с высокими пособиями по безработице обеспечивала устойчивый спрос при стабильном жизненном уровне. В современной западной экономике даже для работающих семей стала характерна тенденция к нестабильности доходов. Если в начале 1990х гг. средний американец тратил на жилье 25% доходов, то в 2005 г. — до 50—60%.

Одновременно с индустриальным бумом в «третьем мире» происходила первичная пролетаризация сотен миллионов крестьян. Отрываясь от натурального хозяйства, они становились наемными работниками и очень бедными потребителями, не способными компенсировать падение спроса в США и других странах «первого мира». В 2000х гг. падение доходов трудящихся «первого мира» скрывалось за ростом потребительского кредита, но вскоре задолженность семей в США достигла критической отметки, и разрыв потребительского «мыльного пузыря» привел к давно ожидаемому экспертами беспрецедентному числу банкротств.

Россия пошла по пути стимулирования потребления с помощью кредитов позже Запада и на свой национальный манер, но результат оказался схожим. Недвижимость в стране была сильно переоценена изза предельной монополизации жилищного рынка. Отечественные банки, получая займы под 3—5%, кредитовали население по кратно увеличенной ставке (до 25%). При этом кредиты широко рекламировали и брать их было модно в среде среднего класса, который стремился потреблять по западному образцу. К сожалению, у российского заемщика не оказалось в запасе пары десятилетий дешевых потребительских кредитов, как было в США. Разразившийся глобальный экономический кризис мгновенно подвел черту под попыткой россиян работать, как в «третьем мире» (число граждан, получавших ежемесячно 800—1500 евро, не превышало 7%, еще порядка 17% зарабатывали в месяц от 300 до 800 евро), а потреблять, как в «первом».