Пора искать альтернативы

| статьи | печать

Отечественных бизнес-школ с каждым годом становится все больше, и конкуренция между ними ужесточается. Вместе с тем в условиях финансово­экономического кризиса спрос на бизнес-образование падает. Учебные заведения вынуждены прилагать усилия, чтобы привлечь слушателей и сохранить свою позицию на рынке. О том, как это сделать, шла речь на конференции «Проблемы повышения качества бизнесобразования: взгляд академического
и бизнессообществ».

Согласно исследованию (табл. 1) весенний набор на программы MBA в Государственном университете управления снизился на 77%, в Российско-Немецкой высшей школе управления АНХ при Правительстве РФ — на 49%, в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ — на 32%.

Таблица 1

Динамика спроса на российское бизнесобразование

Бизнес­школа

Число слушателей МВА

Изменение

%

2008 г.

2009 г.

1

ГУУ

798

186

612

77

2

УСИБ

472

151

321

68

3

РНВШУ АНХ

344

176

168

49

4

ВКШ

147

86

61

41

5

Kingston/ АНХ

141

96

45

32

6

ИБДА АНХ

946

640

306

32

7

ЛИНК

746

587

159

21

8

ВШКУ АНХ

618

498

120

19

9

ВШБМ МУМ

60

50

10

17

10

ИДАБ ФА

316

268

48

15

11

«МИРБИС»

1660

1448

212

13

12

ВШМБ АНХ

719

649

70

9

13

ФИТБ АНХ

256

291

35

14

14

ИМИСП

146

251

105

72

Ситуация осложняется еще и тем, что у бизнесшкол появляется все больше конкурентов в лице корпоративных университетов, тренинговых и консалтинговых компаний. К тому же российские работодатели, как отметил на конференции ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау, больше ценят навыки и знания сотрудников, чем их дипломы. Сами слушатели ценят деньги и время. Им интересны специализированные курсы, рассчитанные на короткий срок или разбитые на модули.

Таким образом, дорогостоящая двухлетняя программа MBA, не имеющая узкой специализации (ИТ, маркетинг, финансы, управление проектами), сегодня неактуальна. Бизнес­школы это понимают. Чтобы заинтересовать потенциальных слушателей, они вводят краткосрочные програм­мы — от нескольких дней до нескольких месяцев. Потенциальным слушателям предлагают составить индивидуальный план обучения: посетить только интересующие мастерклассы в рамках текущего курса MBA и заплатить исключительно за них.

Однако делать скидки, которые, казалось бы, должны привлечь внимание, бизнесшколы не торопятся. Участники конференции высказали опасения, что снижение цен на программу MBA может заставить слушателей сомневаться в качестве образования.

Тем не менее во многих учебных заведениях действуют скидки, которые были и до наступления нелегких времен: для тех, кто пришел по рекомендации выпускников (10—15%), скидки на определенные программы (10—20%) и льготы для определенных социальных групп (до 40%).

Отчасти удовлетворить спрос на образовательные услуги зимой текущего года некоторым столичным школам удалось за счет государственной поддержки. Они без проблем набрали необходимое количество слушателей на программы MBA, став победителями тендера на подготовку сотрудников для малого и среднего бизнеса, организованного Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы и Московского фонда подготовки кадров.

Так, стоимость MBA в школе «Синергия» составляет 480 тыс. руб. Слушателям надо было оплатить только 84 тыс. Если эксперимент окажется удачным, то осенью, возможно, будет проведен новый набор по аналогичной схеме.

Кроме привлечения новых слушателей бизнес-школы принимают меры, чтобы удержать тех студентов, которые оказалась в трудном финансовом положении и больше не могут платить за учебу.

Такое случается из-за потери работы или из-за сокращения затрат компаний на обучение сотрудников. Если в докризисных условиях многие компании оплачивали их бизнес-образование, то сегодня 26% организаций ликвидировали подобную строку расходов в своих бюджетах. По словам директора департамента программ MBA школы «МИРБИС» Екатерины Жильцовой, они предоставляют рассрочку в оплате до двух лет или до тех пор, пока студент не найдет работу.

Наряду со всеми предпринятыми мерами по привлечению и удержанию слушателей бизнес-школ основным конкурентным преимуществом каждой из них сегодня является ее бренд. Именно он служит своеобразным гарантом качества и позволяет учебному заведению развиваться, сохраняя свои лучшие традиции.

По мнению участников конференции, необходимо искать альтернативы и предлагать образовательные услуги, которые будут отвечать требованиям времени и общества, а также позволят сохранить и эффективно развивать рынок российского бизнес-образования.

Таблица 2

Изменение стоимости на вечерние программы МВА, тыс. руб.

ВШФМ АНХ

ВШБ МГУ

ИБДА АНХ

ВШМБ АНХ

ФАПО АНХ

МБШ ФА

ВШКУ АНХ

«МИРБИС»

«Синергия»

ВКШ

ЛИНК

РНВШУ АНХ

ИДАБ ФА

МИГСУ

ГУУ

ВАВТ

ФИТБ АНХ

МЭСИ

ИМЭБ РУДН

КБШ

Весна2009

675

600

600

580

546

530

540

480

480

465

420

410

456

480

400

420

405

352

372

262

Осень2009

€ 15 000

600

600

580

546

546

540

480

480

465

464,4

460

456

437

435

420

405

352

280

262

Таблица 3

Изменение стоимости на модульные программы МВА, тыс. руб.

ВШМ ГУ ВШЭ

ИБДА АНХ

Kingston
/АНХ

ВШМБ АНХ

ВШФМ АНХ

ВШКУ АНХ

МБШ ФА

ВШБ МГУ

«МИРБИС»

ФАПО АНХ

ВКШ

МИГСУ

ГУУ

ВАВТ

ИДАБ ФА

ФИТБ АНХ

РНВШУ АНХ

МЭСИ

«Cинергия»

ИМЭБ РУДН

КБШ

Весна2009

700

600

L 12 000

594

675

540

476

500

480

475

465

480

400

420

396

375

410

352

320

372

224

Осень2009

700

600

L 12 000

594

590

540

510

500

480

475

465

437

435

420

396

375

360

352

320

280

224

Таблица 4

Изменение стоимости на программы МВА для лиц с высшим экономическим или управленческим образованием, тыс. руб.

ИБДА, веч.

ИБДА, мод.

ВШМБ, веч.

ВШМБ, мод.

«Синергия», веч.

«Синергия», мод.

РНВШУ, веч.

РНВШУ, мод.

«МИРБИС», веч.

«МИРБИС», мод.

ВКШ, веч.

ВАВТ

Весна2009

405

405

397

370

360

240

280

320

360

353,4

353,4

350

Осень2009

405

405

397

370

360

219

250

250

360

353,4

353,4

35

ИСТОЧНИК: www.mba.su

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Андрей Волков, бизнесшкола «Сколково»

На рынке бизнес-образования существуют различные виды провайдеров, операторов образовательных услуг. Это бизнес-школы, корпоративные университеты, тренинговые и консалтинговые компании. Кстати, последние сейчас наши основные конкуренты. То есть конкурентное поле делового образования отнюдь не замыкается на программах MBA, предлагаемых бизнесшколами.

Да, степень Master of Business Administration — классический, традиционный продукт бизнесобразования. Но это маленькая доля портфеля услуг бизнесшкол. Для них это сложный и, как правило, затратный продукт. Кроме него школы могут предложить много других программ.

MBA — личный выбор каждого. Например, в школе IMD очень маленький набор на MBA — 90 человек в год (в INSEAD — 900). На программу приходят те, кто хочет сменить карьеру, получить новое мировоззрение. За это компания не должна платить.

Наша двухлетняя практика показала, что наиболее востребованный формат — два дня. Это самый массовый продукт. Люди мас­штаба Executive меньше готовы покупать трехдневную программу. Тем не менее нам сейчас удалось создать и продать весьма продолжительную программу — 30 дней. Но мы разбили ее на шесть месяцев. Сегодня высококачественное и высококвалифицированное содержание учебного продукта необходимо паковать в очень маленький формат. Таково требование времени.

Леонид Евенко, профессор, президент РАБО, ректор Высшей школы бизнеса АНХ при Правительстве РФ

Чтобы попасть в одну из лучших западных школ, надо преодолеть много барьеров: во-первых, цена (например, в Гарварде обучение плюс другие расходы составляют более 200 тыс. долл.), во-вторых, свободное владение иностранным языком, в­-третьих, высокий конкурс при поступлении. В России школ, подобных топ­-10 американских, пока нет.

Но российское бизнес-образование развивается: за последние 5—10 лет программы МВА в России существенно изменились. Уже восемь школ имеют престижную аккредитацию британской ассоциации АМВА. Россия по этому показателю занимает третье место в мире (на первом — Британия, на втором — Франция).

У двух российских школ бизнеса брюссельские аккредитации EPAS (которые относятся к бакалавриату и мастерским программам) и у двух школ с западными программами аккредитация американской ассоциации школ бизнеса AACSB.

Можно с уверенностью сказать, что примерно 15 российских школ не хуже хороших западных школ бизнеса.

Российские дипломы не только очень полезны для карьерного продвижения и предпринимательства в нашей стране, но и воспринимаются за границей вполне положительно. Тому множество примеров. После окончания программ ВШМБ слушатели получили высокие должности в зарубежных и международных компаниях. Для этого выдается вкладыш диплома на английском языке.

Конечно, существуют особенности российского бизнесобразования, которые обусловлены спецификой национальных предприятий и проектов, культурными традициями. Это учитывается при обучении.

Но говорить об особом пути развития российского бизнесобразования не только неправомочно, но и вредно, поскольку это дезориентирует и слушателей, и преподавателей.