Страна усердно ищет начальника российских автодорог

| статьи | печать
Страна усердно ищет начальника российских автодорог

Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Росавтодор»). Новая структура, по замыслу авторов документа, будет осуществлять полномочия заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения на концессионной основе. Прежде всего это касается платных магистралей.

 

Депутаты одобрили схему заработка на дорогах

Эффективную форму управления автодорогами российские власти ищут уже много лет. До 2003 г. в России средства для строительства дорог собирали в региональные и федеральные дорожные фонды. В них поступали деньги от налогоплательщиков и суммы штрафов, уплаченные водителями. Однако затем фонды признали убыточными и упразднили. В результате очередной административной реформы налоговые сборы стали поступать сначала в общий бюджет, а затем к дорожникам. Управлением автодорогами сейчас занимаются Федеральное агентство и еще около 300 предприятий различных форм собственности. Но справиться с проблемой дорожного строительства им не удается. По данным Минтранса России, 40 тыс. населенных пунктов в стране не имеют дорог с твердым покрытием. Лишь 37% трасс федерального значения и 24% региональных дорог отвечают минимальным техническим требованиям.

И вот в коридорах федеральной власти родилась новая инициатива, связанная с созданием компании «Росавтодор» со 100-процентным государственным капиталом.

По словам замминистра транспорта Александра Мишарина, новая компания будет иметь ряд преимуществ по сравнению с существующей системой управления дорожным хозяйством. Речь идет о привлечении внебюджетных инвестиций наряду с государственным финансированием, об использовании современных финансовых инструментов, обеспечивающих большую гибкость при выборе схем реализации инвестиционных проектов, о стимулировании широкого использования в отрасли новых материалов, современных технологий, машин и оборудования для повышения производительности труда, об ограничении роста цен на строительные материалы.

Компании предлагается передать в доверительное управление перегруженные федеральные трассы (это девять дорог федерального значения общей протяженностью 18,3 тыс. км) с целью создания сети автомагистралей и скоростных дорог и приведения существующих дорог, работающих в режиме перегрузки, в нормативное состояние и их последующей эксплуатации на платной основе.

Общие затраты на строительство, реконструкцию, содержание и ремонт дорог, по оценкам авторов, составят 10 трлн руб. за несколько лет. А доходы госкомпании от взимания платы за проезд по дорогам, установки рекламных конструкций, платы за примыкание к трассам, сбора компенсаций с тяжелых грузовиков и других видов деятельности должны составить 6,8 трлн руб. Эта схема в принципе одобрена. В бюджете-2009 уже запланировано, что всего на развитие транспортной отрасли РФ в этом году будет направлено 559,9 млрд руб. Эта сумма меньше той, которая была предусмотрена до секвестирования федерального бюджета (632 млрд руб.), но на 30% больше, чем в 2008 г.

Вопрос в том, кто будет управлять этими денежными потоками в «автодорожной» части.

 

Проезд будет платным

Несмотря на то что законопроект принят Госдумой в первом чтении, согласование документа с профильными госструктурами продолжается. У Минфина и ФАС России, да и в самой Госдуме, есть серьезные претензии к ряду положений о новой автодорожной структуре. К тому же, как выяснилось недавно, в Кремле существует сильная оппозиция созданию госструктур особого статуса. Совет по кодификации гражданского законодательства при Президенте РФ в докладе посчитал целесообразным не только не создавать новые, но и упразднить действующие госкорпорации.

Первыми против принятия законопроекта выступили руководители ФАС России, в том числе глава ведомства Игорь Артемьев. По его мнению, законопроект предполагает совмещение госкомпанией функций госуправления и хозяйствующего субъекта.

«Получится какой-то мутант, который будет, с одной стороны, регулировать отрасль, а с другой – работать по тем правилам, которые сам создаст, и будет сам себя контролировать», – заявил представитель ФАС России, отметив, что подобное совмещение запрещено действующим законодательством.

Кроме того, в соответствии с законопроектом госкорпорация должна взять на себя развитие не только дорожной сети, но и прилегающей инфраструктуры. В частности, она станет заниматься распределением земельных участков, прилегающих к федеральным трассам. Порядок выделения участков будет определяться внутренним регламентом госкомпании. В ФАС России полагают, что придорожные участки должны выделяться на аукционах на основании Земельного кодекса.

ФАС России также выступает против прописанного в законопроекте права госкомпании создавать дочерние компании. Наконец, антимонопольное ведомство отмечает, что в законопроекте не урегулирован вопрос, как будут расходоваться бюджетные деньги.

«Госкомпания фактически выводится из-под действия Закона о госзакупках, а денег там планируется потратить несколько триллионов рублей», – говорят в ФАС России.

«Государственную управляющую компанию назвали дорожной компанией, но, по сути, это госкорпорация. Изменили только название. Понятно, что у чиновников зарплата маленькая, а с созданием госкомпании она увеличится в 100 раз», – отмечает И. Артемьев. Он подчеркивает, что это монополия, умноженная на зарплату.

Создание госкомпании «Рос­автодор» приведет к увеличению расходов на содержание и строительство дорог, а также создаст условия для процветания коррупции. Об этом заявляет и депутат Государственной Думы РФ председатель Свердловского регионального отделения «Справедливой России» Александр Бурков.

Против законопроекта выступает и глава комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. По его словам, данная некоммерческая организация будет использована для дальнейшего разрушения государственных институтов и присвоения частными лицами госполномочий и миллиардов рублей бюджетных средств.

Большинство независимых экспертов считают, что создание новой структуры вряд ли поможет расширению дорожной сети, а единственным результатом деятельности госкомпании станет введение платного проезда на дорогах, переданных ей в управление.

 

«Росавтодор» перерос Минтранс

И в Минтрансе России, и в Федеральном дорожном агентстве уверены, что даже экономические проблемы не повлияют на планы по созданию государственной компании «Росавтодор». В частности, об этом заявляет руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. Он говорит, что действующее в структуре Минтранса России Федеральное дорожное агентство не располагает всеми возможностями для реализации плана по развитию автодорожной сети. И. Белозеров отнес к проблемным, например, вопрос организации придорожного сервиса. Именно работа с придорожной полосой станет одной из основных функций вновь создаваемой госкомпании. И. Белозеров отмечает, что к госкомпании перейдет управление платными проектами, в частности автодорогой Москва – Санкт-Петербург, ЦКАД в Подмосковье и дорогой в обход Одинцова. В общей сложности на первом этапе предполагается передать компании около 3 тыс. км автодорог. До 2015 г., по словам И. Белозерова, госкомпания получит активов на сумму 600–700 млрд руб.

Судя по всему, разгорается битва за право контролировать громадные денежные потоки. До недавнего времени в связи с дорожной госкорпорацией сразу называлось имя вице-премьера Сергея Иванова. Он и теперь остается руководителем рабочей группы правительства по дорожной теме. Только до прошлой осени С. Иванов регулярно выступал в прессе и рассказывал, как хорошо будет стране и гражданам после введения платы за проезд, не протестовал публично против, если его называли будущим руководителем или куратором новой госкорпорации. В последние же месяцы С. Иванов затаился.

По некоторым сведениям, именно нерешенный вопрос о конкретном руководителе государственной корпорации «Росавтодор» затягивает законотворческий процесс. Если бы персона была уже определена и согласована, ничто бы не помешало Думе в очередной раз продемонстрировать умение принимать закон за час в трех чтениях.

Но на кону большие деньги. Вот почему весьма вероятно, что в эту сессию депутаты могут «не успеть» вынести окончательный вердикт.

 

АВТОДОРОГИ В ЦИФРАХ

На 15,7% увеличилась протяженность автодорог общего пользования в России за последние десять лет при росте уровня автомобилизации 85%.

3% валового внутреннего продукта составляют потери РФ из-за неразвитости и низкой пропускной способности сети автомобильных дорог. Это в шесть раз выше, чем в странах ЕС.

29% – такова доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки (14 тыс. км). В пределах Московского транс­портного узла эта доля превышает 60%.

50% общего объема перевозок по автодорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети.