1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Кто больше государству ценен?

БЮДЖЕТ-2007
Кто больше государству ценен?

В проекте бюджета 2007 года, как и полагается для главного финансового плана страны накануне парламентских выборов, более чем на 1 трлн руб. возросла расходная часть. Однако далеко не на всех бюджетный дождь прольется равномерно. Если расходы на «Общегосударственные вопросы» увеличились почти наполовину, то на социальную политику они сократились на 2,4%. К тому же Минфин предупреждает: темпы роста доходов в ближайшие годы будут сокращаться и чрезмерное увеличение госрасходов вредно для здоровья нашей экономики.

 

Сам по себе рост бюджетных расходов — на 26,3% по сравнению с уровнем прошлого года — у большинства экспертов нареканий не вызывает. Государство, накопившее «за пазухой» огромные финзапасы, пытается более активно их использовать и участвовать в социально-экономическом развитии страны. Как говорится, кто бы возражал (кроме чиновников Минфина, конечно).

Новым чемпионом роста — 49,8% — стали расходы на «Национальную экономику», которые в 2007 году составят 519,5 млрд руб. Новый бюджет предусматривает реализацию 48 федеральных целевых программ с объемом финансирования 505 млрд руб.

 

Не забывая о себе любимых

 

На пятки «Национальной экономики» наступают «Общегосударственные вопросы», проще говоря, затраты на госаппарат. Их рост равен 49,5%, а в абсолютном выражении они составят 664,2 млрд руб.

В целом повышение доходов бюджетников, оплачиваемых по Единой тарифной системе, в реальном выражении должно быть не менее чем в 1,5 раза.

Сразу оговоримся, что большинство бюджетных работников вполне заслуживают повышения своих скромных (а зачастую просто нищенских) зарплат. Лишь бы увеличение доходов «стрелочников» не вылилось потом в галопирующий рост зарплат их начальников.

Настораживает и количественный рост чиновничьего аппарата: по данным Росстата, только за первую половину нынешнего года численность занятых в системе госуправления увеличилась на 13,8%. Уместно вспомнить, что одной из основных целей административной реформы было как раз уменьшение количества госслужащих в результате передачи части функций министерств саморегулируемым организациям.

Пока же темпы роста расходов на национальную экономику и госаппарат практически совпадают. Более того, на 1 рубль, вложенный в развитие хозяйственного комплекса, приходится 1,3 рубля, потраченных на чиновников.

 

На коммуналку денег не хватило

 

В группе расходов на социальные нужды тоже не обошлось без противоречий. Увеличение финансирования национальных проектов по сравнению с прошлым годом составило 54,3%, общая сумма — 206,3 млрд руб.

Но, по всей вероятности, на этом энтузиазм и финансовые резервы у чиновников Минфина закончились, и они «подрезали» на 7,7% расходы на ЖКХ. Так что со следующего года на плечи граждан лягут дополнительные «приятные» хлопоты по содержанию жилфонда. Сократили чиновники и расходы на социальную политику — на 2,4%.

 

Минфин предупреждает…

 

Но, пожалуй, главный парадокс нынешнего бюджетного процесса заключается в различных оценках источников его формирования, сделанных премьер-министром и главой финансового ведомства.

Михаил Фрадков считает, что основной вклад в развитие отечественной экономики вносят обрабатывающие производства, что свидетельствует о новых источниках пополнения госказны.

Алексей Кудрин смотрит на ситуацию пессимистичнее: без учета доходов от нефти и газа бюджет этого года имел бы дефицит 5,2%, а в 2007-м еще больше — 5,4.

Причем доля доходов бюджета в ВВП сокращается: в этом году она составит 22,6%, в 2007-м — 22,3, в 2008-м — 19,8, в 2009-м — 19,2%. Основная причина — замедление темпов роста добычи и экспорта нефти и газа.

Чтобы остановить увеличение госрасходов, А. Кудрин предлагает «застолбить» процент нефтегазовых доходов бюджета в ВВП, а оставшиеся средства направлять в Фонд будущих поколений.

Между тем масла в огонь бюджетных споров уже подлили Председатель Госдумы Борис Грызлов и спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Практически одновременно они заявили, что главный финансовый план страны нужно пересмотреть в сторону увеличения расходов конечно же на социальные нужды (а как же иначе накануне выборов?).

Возможно даже, что народные избранники настоят на увеличении расходов на ЖКХ и социальную политику по крайней мере до уровня прошлого года. А если социальные расходы вырастут за счет сокращения затрат на аппарат чиновников и (страшно подумать) парламентариев, то, возможно, денег хватит, и даже на всех…