Пятилетка угарных цен

Утроение внутренних цен на природный газ ждет Россию в течение ближайших пяти лет
| статьи | печать

Правительство приняло решение к 2011 году полностью либерализовать энергетический сектор экономики. Газ и электроэнергия освоят свободный рынок, где цены определит не государство, а баланс спроса и предложения.

 

Такой крутой поворот в энергетическом секторе, по мнению инициаторов реформы, должен расширить «узкие места» «Газпрома» и РАО «ЕЭС России»: привлечь средства, помочь модернизировать отрасли и создать новые энергетические мощности. Реформы должны повысить финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность энергетических компаний. Кроме того, реформа призвана решить проблему энергоэффективности всей экономики, дать импульс наращивания добычи газа, ликвидировать диспаритет внутренних и внешних цен на топливо и заставить промышленность бережно относиться к энергии.

 

Взгляд специалиста

 

Один из авторов энергетической стратегии России, директор Института энергетических исследований РАН, член-корреспондент РАН Алексей Макаров, проанализировал результаты реформы газовой отрасли в США и Великобритании. Оказалось, что «проведенная там полная либерализация рынка газа разрушает стимулы для долгосрочных инвестиций, не обеспечивая устойчивое развитие добычи газа и газотранспортной инфраструктуры, и долгосрочный выигрыш потребителей от снижения цен».

По его мнению, в России в первую очередь следует изменить структуру потребления энергоносителей, в которой доля газа превышает 60%, а также повышать КПД ГРЭС и ТЭС, развивать альтернативную энергетику, модернизировать и делать промышленность экономичной. Ключевым моментом стратегии до 2010 года ученый называет сокращение энергоемкости российской экономики на 30—33%, с тем чтобы к 2020 году Россия вышла на среднемировые показатели. При этом долю газа в российской электроэнергетике необходимо уменьшить к 2010 году до 45, а к 2020-му — до 40—41%.

Однако Правительство России утвердило растущие объемы сжигания газа на ТЭС.

 

Расчет Минпромэнерго

 

Правительство выбрало самый незатейливый вариант решения проблем энергетических монополистов — ускоренный и свободный рост цен. Правда, чтобы избежать серьезного скачка инфляции и катастрофических последствий для экономики, решено до полной либерализации рынка поднимать цены два раза в год.

В начале 2007 года цена на газ в стране вырастет на 15%, в 2008 году — на 25, а в 2009 году — на 26%. И таким образом к январю 2011 года выйдет на уровень 4200 руб. за 1 тыс. куб. м, то есть сравняется с экспортной ценой за вычетом перекачки и пошлины (цена в Европе примерно 250 долл. за 1 тыс. куб. м).

Цены на электроэнергию планируется поднять в 2007 году на 17,8%, в 2008-м — еще на 21,1, в 2009-м — на 12,6, а в 2010 году — на 7,9%.

Учитывая, что у «Газпрома», РАО «ЕЭС России» хронически не хватает средств, есть опасение, что этот план будет существенно перевыполнен.

В Минпромэнерго надеются, что ускоренный рост цен на энергетические ресурсы мало скажется на экономическом развитии страны, а прибавка инфляции будет минимальна (0,4—0,6 процентных пункта) и составит на 2007 год не более 8,7%. По расчетам МЭРТ, в 2007 году без учета новаций инфляция составит 8,3%, при повышении только газовых цен — 8,6, а при либерализации энергорынка — 8,7%.

 

Коктейль из трех компонентов

 

Институт энергетических исследований РАН провел сравнительный анализ трех сценариев реформирования газового рынка:

1сохранение регулирования рынка с повышением на нем цен газа по сложившейся тенденции;

2 введение двухсекторного рынка;

3полная либерализация отрасли с 2007 года с выходом внутренних цен на уровень межтопливной конкуренции.

Первый вариант ведет к повышению внутреннего спроса на газ в сочетании с уменьшением возможностей его добычи из-за ограниченности объемов капиталовложений. В результате — возврат к распределительной системе или уменьшение размеров экспорта газа в СНГ и дальнее зарубежье.

Второй вариант требует от Правительства соблюдать баланс интересов производителей и потребителей газа, что позволяет регулировать социально-экономические параметры реформы.

Полная либерализация рынка газа в третьем варианте вызовет быстрый рост цен до уровня его равной эффективности с углем, что позволит привлечь инвестиции для роста добычи газа, но вместе с тем существенно сократится внутренний спрос и вырастет экспорт российского газа (на 25—30%).

Мировой опыт и расчеты ученых показывают, что экономика теряет темпы как при чрезмерно низких, так и при слишком высоких ценах на газ, достигая максимальных темпов устойчивого роста при некой промежуточной ценовой динамике. Высокие внутренние цены газа и связанные с ними цены электроэнергии сделают нерентабельными большинство отечественных энергоемких производств даже при их переходе на энергоэффективные технологии. По мнению экспертов, немедленная (без пяти-, семилетнего периода адаптации) либерализация внутреннего рынка даст слишком быстрое свертывание ведущих ныне отраслей экономики с замедлением годовых приростов ВВП до 3,2% в 2008-м и 2,9% в 2010 году.

Ученые делают вывод: наиболее приемлемо эволюционное реформирование рынка газа по двухсекторной модели. Это позволит нарастить инвестиционный потенциал, повысить капитализацию газовых компаний, разработать необходимое правовое поле и цивилизованным путем обеспечить баланс отраслевых и народнохозяйственных интересов.

Правительство же, по-своему учитывая мнение авторитетных экспертов, кажется, выбрало гибрид всех трех сценариев.

 

Адаптация к неприятностям

 

Ученые предупреждают: экономика России не готова к полноценному конкурентному рынку газа, слишком велики риски социальных и хозяйственных потрясений, которые неизбежно ударят и по самой отрасли.

По их мнению, цены на энергетические ресурсы если и повышать, то надо делать это в щадящем режиме, чтобы потребители успели приспособиться к новым условиям, чтобы не подорвать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. Однако при намеченных Правительством темпах сложно говорить о периоде адаптации и для промышленности, и для населения.

Поэтому, по мнению экспертов, эскалация цен может негативно сказаться не только на отечественной промышленности, но и на гражданах. Неприятности прежде всего подстерегают и без того кризисное ЖКХ.

Поэтому призыв Михаила Фрадкова на заседании Правительства о том, чтобы население страны не заметило действий властей по повышению цен на энергоносители, звучит как глас вопиющего в пустыне.